26.08.2008 | Служба новостей Росфирм
Автомобильный рынок
Столичные покупатели автомобилей становятся все разборчивее, а региональные не хотят отставать. В результате российский авторынок хоть и подтормаживает, но не желает останавливать свой рост
В первой половине 2008 года российский рынок легковых иномарок, уже который год показывающий рекордные темпы роста продаж, практически догнал падающий, но все еще крупнейший в Европе рынок Германии. При этом российский рынок трансформируется. Если раньше его рост был обусловлен выбором жителей столиц, то теперь все большую роль начинают играть потребители из регионов.
Изменение точек роста не могло не сказаться на динамике продаж конкретных брендов, и на фоне продолжающегося общего роста некоторые из них даже снизили объемы продаж. Автомобилизация совпала по времени с обновлением парка российских легковых автомобилей и обещает автопроизводителям еще несколько лет роста.
Свой маршрут
Прогнозировать динамику роста российского автомобильного рынка невероятно трудно. Некоторые эксперты, опираясь на международный опыт, ожидали, что спрос на автомобили в стране должен стабилизироваться уже в ближайшее время. Однако к автомобилизации подключились регионы, население столиц нашло дополнительные стимулы и значительного падения темпов роста объемов продаж легковых автомобилей в первом полугодии 2008 года не произошло.
По оценке PricewaterhouseCoopers, за шесть месяцев 2008 года в России продано 1 млн 455 тыс. новых автомобилей. Наибольшие долю и темпы роста вновь продемонстрировали продажи новых импортных автомобилей - 785 тыс. машин (рост на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Автомобилей российских марок продано 380 тыс. (рост на 27%), а иномарок российского производства - 290 тыс. (рост на 41%). Таким образом, только в первом полугодии продано более 1 млн новых иномарок. В связи с ростом цен на автомобили российский авторынок в денежном выражении вырос на 64% и составил 33,8 млрд долларов.
Столь высокие темпы роста продаж за первое полугодие позволили нашей стране стать вторым по величине авторынком в Европе после Германии. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», при такой динамике Россия уже к концу 2008-го может обогнать нынешнего лидера. К этому времени в России ожидают объема продаж в 3,6 млн автомобилей (в Германии в прошлом году было продано 3,2 млн машин, но динамика, как и в этом году, отрицательная).
Половина из проданных за полгода в России иномарок приходится на первую пятерку автопроизводителей - лидеров по объемам продаж: Chevrolet, Hyundai, Ford, Toyota и Nissan. Однако из лидеров более высокие, чем в среднем по рынку, темпы роста показала только марка Hyundai (91% - до 102,8 тыс.). Сравнительно высокую динамику роста рынку в целом обеспечили марки Opel (95% - до 53,5 тыс. машин), Honda (157% - до 34,9 тыс.), Skoda (84% - до 23,9 тыс.), Peugeot (96% - до 20,3 тыс.), Mazda (82% - до 38,1 тыс.). В то же время Ford, Toyota и Renault, а также большинство премиальных брендов, показали темпы роста ниже среднего. Это связано как с разным весом каждого процента прироста в зависимости от общего объема продаж, так и с определенной спецификой российского рынка.
Одна страна - два выбора
Анализировать итоги продаж автомобилей для России в целом уже недостаточно, так как на регионы приходится в среднем около 50% продаж, а выбор регионов и столиц существенно отличается. Поэтому неудивительно, что в бюджетном сегменте более высокие темпы роста демонстрируют марки, востребованные как в столицах, так и в регионах.
Благодаря широчайшей дилерской сети автомобили Chevrolet и Renault очень популярны в Центральной части и на Северо-Западе России. Chevrolet вышел в лидеры рейтинга продаж иномарок еще в 2007 году именно благодаря регионам. Однако Chevrolet неплохо продавался и в столицах, благодаря чему по темпам роста практически не отстал от рынка, а Renault на самом большом - московском рынке не очень популярен, поэтому существенно отстал.
Chevrolet уверенно удерживает первое место по популярности среди автомобильных брендов, а модель Chevrolet Lacetti в этом году с седьмой строчки в рейтинге самых продаваемых моделей переместилась на вторую. За первое полугодие 2008 года в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продано 45 тыс. Chevrolet Lacetti - рост 155% по сравнению с аналогичным периодом 2007-го. Рост спроса на Lacetti по динамике существенно опережает ближайших конкурентов. Этот всплеск популярности модели в пресс-службе GM объясняют уклончиво: «Видимо, она просто лучше соответствует тому, что сейчас нужно потребителю».
Возможно, вдохновленная этим успехом компания разрешила калининградскому «Автотору» уже в сентябре этого года, по информации генерального директора компании Валерия Горбунова, перейти от крупноузловой («отверточной») сборки Chevrolet Lacetti фактически к промышленной, включающей сварку и окраску кузовов и открывающей возможность (при выполнении других условий) претендовать на льготы по известному постановлению правительства России. Инвестиции в новое производство составили 100 млн евро. Планируемая мощность на первом этапе 80 тыс., а к 2012 году - 200 тыс. автомобилей в год.
Hyundai - любимая иномарка на юге России, где расходится основная часть продукции ТагАЗа. Спрос на импортные модели Hyundai достаточно равномерно распределен по всей территории страны (включая столицы), что и позволило марке показать высокий прирост продаж. Mitsubishi тоже стабильно входит в пятерку лидеров за счет того, что дистрибутор - группа «Рольф» - активно действует в регионах. А вот Ford, самая популярная марка в столицах, для регионов дороговат. Это же относится и к некоторым другим маркам, отставшим от рынка по темпам роста продаж (Toyota, Volkswagen).
Еще одна особенность первого полугодия - опережающий рост продаж автомобилей среднего ценового сегмента (Opel, Honda, Peugeot, Mazda), что является проявлением тенденции к росту зрелости столичных рынков.
Догоняющий маркетинг
Неравномерность роста объемов продаж автомобилей отдельных марок, вызванная разнообразием предложения и веяниями автомобильной моды, отмечалась в Санкт-Петербурге еще по итогам 2007 года. Сегодня эта тенденция, характерная для столичных рынков, еще более укрепилась и оказала значимое влияние на продажи автомобилей в России в целом.
Так, лидер по темпам роста - Honda - сегодня умудрилась покорить не только потребителей российских столиц, но и искушенных жителей США: при общем падении продаж автомобилей в Америке Honda смогла увеличить продажи. Новинки Mazda - предмет вожделения не только в столицах, но и во многих российских регионах уже на протяжении нескольких лет. Однако опережающий рынок рост продаж - это также в основном результат выбора столичных потребителей, так как этот автопроизводитель испытывает недостаток дилеров в регионах.
Темпы роста продаж Peugeot увеличиваются уже несколько месяцев, поэтому компания планирует к концу 2008 года продать 50 тыс. автомобилей, достигнув 100% роста продаж в сравнении с прошлым годом. И, судя по всему, генеральный директор Peugeot в России Стефан Ле Гевель имеет основания для оптимистических заявлений: «Мы с уверенностью и оптимизмом прогнозируем дальнейший рост продаж Peugeot в России. Строительство завода позволит нам вписаться в динамику коммерческого развития на рынке, продолжая увеличивать продажи и расширять дилерскую сеть».
У каждого потребителя свои причины для расширения выбора автомобилей - кто среагировал на современный дизайн новинок конкретного бренда, кому захотелось превзойти соседа. По мнению большинства опрошенных специалистов, общим вектором развития процесса является повышение зрелости автомобильных рынков столичных городов с точки зрения предложения, а также потребительской культуры.
Директор Петровского автоцентра (дилер Renault) Владимир Маркман отмечает рост потребительской культуры петербургских клиентов: «Сегодня покупатели меньше подвержены стереотипам и при покупке автомобиля ориентируются на собственные ощущения, делая осознанный выбор. Им уже недостаточно утилитарности, они хотят, чтобы у автомобиля был стиль, комфорт, безопасность».
Руководитель отдела маркетинга группы компаний «Мега Авто» Светлана Тараканова расширение ряда востребованных на рынке марок объясняет влиянием ассортимента: «Когда ассортимент расширяется, все хотят все попробовать. Особенно это касается массовых автомобилей: здесь не только выше конкуренция, но и больше покупателей-экспериментаторов». С ней солидарен и директор по маркетингу и продажам группы компаний Sigma Олег Швыдкый: «Идет процесс формирования культуры потребления автомобилей. Потребители хотят выбирать и имеют такую возможность».
Однако нельзя забывать, что на конкретном отрезке времени у каждого бренда своя ситуация, удачи в создании новых моделей и маркетинговой политике чередуются с провалами. Сегодняшние лидеры роста на очередном витке рыночной конъюнктуры могут выйти из потока потребительских предпочтений.
С другой стороны, эти колебания темпов роста являются первыми признаками того, что столичные рынки близки к насыщению. Клиентская база в столицах сегодня все-таки расширяется медленнее, чем в регионах, что не позволяет всем игрокам расти одинаковыми темпами. Чтобы кто-то мог расти быстрее рынка, другим приходится мириться с более низкими темпами роста.
Еще одним предвестником насыщения столичных рынков является сокращение очередей и сроков ожидания автомобилей, что отметили менеджеры практически всех опрошенных петербургских дилерских автоцентров. Директор по продажам автомобилей дилера Ford компании «Аларм Моторс» Михаил Шевельков пояснил: «Весной прошлого года очереди были практически на все модели. А в этом году некоторые модели даже были в наличии».
Тем не менее рынок в целом сохраняет потенциал роста. Столь высокую и устойчивую динамику роста объемов продаж специалисты объясняют тем, что совпали процессы автомобилизации и обновления парка российских автомобилей, значительную часть которого до сих пор составляют старые машины.
Порох есть
По прогнозам PricewaterhouseCoopers, рост продолжится и далее. Своего пика российский авторынок достигнет в 2014 году, считают в PWC, после чего начнется планомерное снижение.
Российский авторынок приобретает все большую значимость. Так, в приросте мировых продаж до 2015 года доля России составит около 20% в количественном выражении. В период с 2007-го по 2015 год вклад России в общемировой рост производства автомобилей достигнет 12%, тогда как Бразилия внесет 6%, Индия - 15, Китай - 31.
Впрочем, даже столь быстрые темпы объемов продаж не позволят России в ближайшие несколько лет сравняться с Европой по числу машин на душу населения. Там уже сейчас на 1 тыс. жителей приходится примерно 600 машин, а у нас только к 2010 году этот показатель составит 250 автомобилей.
Однако надо учитывать, что в России есть регионы, где число автомобилей на 1 тыс. жителей значительно отличается от среднероссийского показателя. Так, на 1 тыс. москвичей уже сегодня приходится более 300 автомобилей, а в Санкт-Петербурге этот показатель составляет около 250 автомобилей на 1 тыс. жителей.
Аналитики прогнозируют, что уже по итогам этого года доля иномарок в общем объеме российских продаж легковых автомобилей составит около 75%, а через пять лет вырастет до 88%. К 2010 году парк легковых автомобилей в России увеличится до 35 млн единиц, из которых 40% будет приходиться на долю иномарок (против нынешних 30%).
В столицах, и в Санкт-Петербурге в том числе, эти показатели уже достигнуты. И хотя петербургский рынок еще не исчерпал всех возможностей, ожидаемый рост продаж на 20-25% не позволяет дилерскому бизнесу развиваться с прежней динамикой, что стимулирует экспансию петербургских компаний в другие регионы, в том числе на Северо-Западе. Поэтому роль Северной столицы в автомобилизации России будет расти не только за счет уже работающих и строящихся автозаводов, но и благодаря петербургскому авторитейлу. Так что порох для развития автобизнеса в нашем регионе есть.
Другие статьи по теме
23.07.15 Универсальный упаковочный материал
08.06.15 Канцелярия в России оптом и в розницу
01.06.15 Канцелярские товары - помощь в нашей повседневной жизни
03.06.13 Тайм-менеджмент — основа успешного бизнеса
17.05.13 Производство ежедневников
►Все статьи по теме