26.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Дефицит квалифицированных кадров ощущается и в глубинке

Рынок рекрутинговых услуг продолжает расширяться.

На нем появляются новые игроки в прежде мало освоенных сферах деятельности и на территориях. Однако это не означает, что все идет как по маслу...

Родом из мегаполиса

По сведениям компании ANCOR, весь российский рынок рекрутмента делится достаточно просто: 50% занимает Москва, а вторую половину - все остальные регионы. Причем из остатка по 20% приходится на Петербург и города-"миллионники". Что же остается? 10%...

Такая оценка, подтвержденная мнениями экспертов, правдива. Хотя точное число кадровых агентств подсчитать не удается, приблизительные данные есть. В столице таких предприятий насчитывают свыше 600. В Петербурге - около 300. В Казани, Екатеринбурге, Краснодаре - до 70. А в городах Северо-Запада? Как правило, их около десятка, включая подразделения крупных сетевых рекрутинговых агентств

Причем и в регионах уже есть достаточно сильные компании, способные выполнять сложные заказы, обладающие опытным коллективом профессионалов и практикой работы на рынке. Такие, например, как агентство по подбору персонала "Кадры" в Пскове, которое успешно действует с 1999 года и предоставляет целый спектр услуг в области рекрутмента. Или кадровое агентство "Персонал-Янтарь" (Калининград) с десятилетней историей и собственной специализированной газетой.

Да и в других областных центрах есть свои лидеры в этой сфере. Их малочисленность объясняется состоянием экономики: рекрутинговый бизнес начинает быстро и успешно развиваться там, где происходит ее рост. Когда в тот или иной регион идут инвестиции, когда появляются новые предприятия и рабочие места - тут же растет и объем услуг рекрутмента. И примеры Великого Новгорода, Череповца и Калининграда это подтверждают.

В целом специалисты оценивают весь объем российского рынка рекрутинговых услуг в более чем $500 млн (точных сведений нет). Что касается Петербурга, то в этом году его доля от общего "пирога" может составить до $100 млн. Причем ежегодно рекрутинговый бизнес "подрастает" в объемах до 30%, поэтому и остается одним из наиболее динамичных. Вместе с тем львиная доля рынка принадлежит наиболее крупным сетевым компаниям (их в городе на Неве в пределах десятка, а в регионах СЗФО обычно присутствуют 1-2): именно они получают выгодные заказы от международных компаний. Однако пока этот сектор рынка не слишком выгоден с точки зрения получения прибыли, и такие сферы, как финансовая или недвижимость остаются более привлекательными.

Основные клиенты рекрутинговых фирм - производственные предприятия, розничные сети, строительные, торговые и IT-компании.

Общие проблемы

Главная для всех персональщиков - дефицит квалифицированных кадров. Благодаря переменам в экономике получить заказ сейчас стало не так сложно: работодателям даже в глубинке специалисты нужны позарез. Причем практически всех квалификационных и должностных уровней - от уборщицы до топ-менеджера. Но вот подобрать нужного кандидата становится все сложнее.

Другая трудность - завышенные зарплатные ожидания соискателей. Особенно это касается знающих себе цену профессионалов: их "аппетит" растет в геометрической, опережающей тенденции рынка труда прогрессии. Не случайно даже петербургские студенты, еще не имеющие опыта, уже нередко рассчитывают на доход свыше 50 тыс. рублей в месяц.

Третья проблема рекрутинга, свойственная регионам Северо-Запада, - отстающая от времени ментальность руководителей предприятий. Комплектовать штат чужими руками, да и еще и платить за это значительные средства, многие из директоров считают ненужным. "Сами с усами..." - говорят они, по-прежнему полагаясь на свой ОК.

В будущем

Эксперты уверены: в ближайшей перспективе никаких чрезвычайных событий на рынке рекрутмента Северо-Запада России не произойдет. Хотя перемены будут.

Ожидать какого-то его передела, связанного с приходом крупных зарубежных компаний или слиянием отечественных, вряд ли приходится: пока всем для бизнеса хватает места. Особенно в отдаленных от Петербурга областях СЗФО, где работы в этом отношении - непочатый край: там число кадровых агентств должно расти. Однако лет через 5-6 процесс консолидации может начаться.

В тех городах, где экономика развивается быстро, вполне возможно и появление тендеров на подбор персонала. Следовательно, конкуренция между рекрутинговыми компаниями усилится, и победит тот, кто располагает большей соискательской базой.

Еще одна тенденция - рост соперничества с электронными системами поиска персонала, которые уже сейчас все чаще берут на себя часть функций кадровых агентств. Поскольку спектр услуг интернет-порталов все время расширяется, конкуренции с обычными рекрутинговыми компаниями не избежать.

Но в итоге деньги работодателя или кандидата достанутся тому, кто предложит наиболее гибкие условия сотрудничества и обеспечит наивысшее качество услуги. И понятно, что большая часть работодателей станет использовать сразу несколько вариантов сотрудничества с посредниками.

***

Только цифры

$500 МЛН составляет, по приблизительным оценкам, рынок рекрутингоных услуг в России

До 30% ежегодно увеличивается объем посреднических услуг на рынке труда

До 80% рынка рекрутмента Петербурга занимают крупные компании, входящие в первую двадцатку

***

Мнения специалистов

Юлия Грекова, старший ресечер компании AVANTA Personnel:

- Такое понятие, как "онлайн-рекрутмент", в России еще до конца не прижилось: метод больше распространен на Западе. Хотя нельзя не отметить, что за последние два года он стал все более и более осваиваться на российском рынке. Интересы работодателей (или рекрутинговых агентств) сместились к полноценным онлайн-сервисам, услуги которых они готовы оплачивать. Говорить же о конкуренции между агентствами и онлайн-рекрутментом в этом случае неправильно, так как первые почти все пользуются платными услугами интернет-сайтов. К тому же агентства обладают большим набором инструментов для поиска и подбора персонала.

Виктория Савина, консультант по подбору персонала консалтинговой группы "Альфа Персонал":

- Интернет - это всего лишь инструмент для рекрутмента. Удобный, современный, многофункциональный, но дополнительный... Потому что при устройстве на работу и выполнении должностных обязанностей никуда не денется личностный фактор. "Работные" проекты существуют в сети давно. Но стоит помнить, что иногда поступки людей в ней непредсказуемы. Соискатели, мягко скажем, ведут себя несерьезно. Они часто невнимательно читают объявления или, рассчитывая на эффект "рекомендации", претендуют на должность, не имея достаточного опыта работы. Так что работодателя, который рассчитывает на такой удаленный контакт, может ожидать сюрприз.

Наталья Галочкина, менеджер по работе с корпоративными клиентами, компания АНКОР:

- Следуя за потребностями клиентов, в нашей компании еще в 2006 году был открыт офис в Череповце, а в 2008-м - в Калининграде. Мы работаем в 20 городах Северо-Запада России, включая и лидеров по запросам на поиск персонала (Архангельск, Мурманск, Псков и Петрозаводск). В этом году число проектов за пределами северной столицы и Ленобласти выросло, по сравнению с 2007-м, почти в 4 раза. 53% всех принятых запросов на рекрутмент в этих городах получены от FMCG-компаний, а на втором месте (20%) позиции, переданные банками и другими финансовыми институтами. Почти 70% всех проектов в городах СЗФО вне Петербурга связаны с подбором на позиции, так или иначе связанные с продажами и развитием бизнеса, а около 13% портфеля в данных городах - позиции топ-менеджеров.

Марина Бейлина, ведущий специалист рекрутинговой компании "Даккорд":

- Чаще всего услугами рекрутеров пользуются компании, у которых нет отдела кадров, но возникает потребность в подборе персонала на несколько позиций одновременно. Кроме них - это крупные фирмы, которые постоянно испытывают потребность в персонале: чаще всего они сочетают разные методы его подбора, а так как свои HR-специалисты загружены работой, то и заказов для рекрутинговых агентств хватает. Их услугами пользуются предприятия, которым нужны узкопрофильные специалисты, а также целые секторы рынка, которые почти обязательно работают с агентствами (например, фармацевтика). Есть и организации со слабым HR-брендом: они обращаются к рекрутерам, поскольку на их собственные запросы кандидаты реагируют негативно (в этом случае немногие агентства согласятся на сотрудничество). В целом же многое зависит от кадровой политики компании и ее руководства.

Владимир Сергачев, "Трудности быстрого роста"
Источник: Газета «Экономика и время»