26.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Нужно ли страховать бизнес... в интернет

«Великая идея» Александра Труханского - страхование интернет-активов.

«Секрет фирмы» решил с помощью экспертов разобраться, стоит ли в такой бизнес инвестировать.

Дегодня можно застраховать все что угодно, даже попу Дженнифер Лопес. Почему же нельзя застраховать интернет-сайт?» - спрашивает киевлянин Александр Труханский.

Хотя Александр не обладает такими дорогостоящими активами, как попа Джей Ло, у него были все основания убедиться в том, что страховые компании существуют не зря. Зимой 2007 года Александр не вписался в поворот на своем Mitsubishi Colt. Автомобиль четыре раза перевернулся на дороге. «Машина - в крошево, как только сам жив остался»,- удивляется Труханский, 22-летний студент торгово-экономического университета им. Гетьмана. Сам Александр каким-то чудом почти не пострадал, зато машина стоимостью $19 тыс. после аварии годилась только на металлолом. «У меня было каско, так что мне выплатили $16 тыс. с учетом амортизации. И тогда я задумался: почему бы не применить тот же принцип в собственном бизнесе?» - рассказывает Александр. Ему, возможно, предстоит стать одним из первопроходцев страховой индустрии - он решил заняться страхованием интернета.

«Раньше приходилось работать. Теперь я только проверяю приход денег»,- рассказывает Александр, и вместе с его словами из трубки слышится крик петуха. Лето он проводит в селе Рудня-Городецкое Житомирской области, которого, по его словам, «нет даже на карте Google». На интернет-рекламе и торговле ссылками он зарабатывает $5 тыс. в месяц, которые в деревне просто некуда тратить, так что Александр даже собирается прикупить участок сельской земли. «Устал от городской суеты»,- говорит он. Удаленность от коммуникаций Александра не смущает: «Если я полгода не притронусь к клавиатуре, деньги все равно будут идти». Такому бизнесу можно позавидовать, и неудивительно, что его хочется застраховать.

Профессия Александра называется незамысловато - манимейкер, в переводе с английского - «делатель денег». Еще два года назад Александр делал не деньги, а плохие сайты. «Не зная азов, я хорошенько „проспамил" киевские фирмы и получил сразу 20 заказов. Сайты получились плохонькие, но клиенты были довольны»,- вспоминает он. Сегодня бывший спамер является владельцем примерно трехсот площадок, которые и приносят ему неплохие даже для Москвы, не говоря уж о Киеве или волынской глуши, $5 тыс. чистого дохода. Александр - член уже довольно внушительной группы людей, зарабатывающих деньги на интернет-сайтах.

Бизнес-модель типичного манимейкера - создать тематическую площадку, посвященную, например, пылесосам, и затем раскрутить ее, покупая ссылки у других манимейкеров. Люди ищут информацию в Сети через поисковики, а для «Яндекса» или Google чем больше ссылок приходит на сайт, тем выше его позиция в рейтинге. Перекрестные ссылки уже стали объектом торговли - желающие раскрутить сайт покупают друг у друга право на эту «твердую валюту» эпохи Google. На бирже Sape.ru зарегистрировано 150 тыс. торговцев ссылками, так что число манимейкеров в интернете исчисляется многими тысячами.

Раскручивать сайты при помощи покупных ссылок гораздо выгоднее, чем при помощи контекстной рекламы. «Одна проблема: поисковики, которым рынок ссылок не выгоден. Они считают нас сетевым спамом и постоянно меняют алгоритм, чтобы „утопить" нас в запросах»,- сетует Труханский. Для него и других мелких сетевых предпринимателей каждая сетевая страничка - актив. И этот актив в любой момент может быть потерян: алгоритм поиска изменен или сайт подвергся хакерской атаке. Вот от подобных рисков и предлагает страховать сайты Труханский. Его целевая аудитория - множество мелких манимейкеров.

Сегодня застраховать интернет-компанию от присущих этому виду бизнеса рисков можно и в обычной страховой фирме. «Но стоить это будет безумно дорого - страховщики еще не умеют просчитывать вероятность риска, и поэтому станут требовать очень высокую цену за свои услуги»,- говорит президент компании Headhunter Юрий Вировец. В результате застраховать себя не может даже крупная компания. Александр Труханский уверен, что можно разработать алгоритм, который будет автоматически определять основной источник трафика сайта и анализировать типовые страховые события. «В результате небольшие страховки можно выдавать автоматически. Например, страховать сайт, который ищется по слову „ноутбуки" в „Яндексе", от опускания ниже определенной строчки. Ценовую политику можно было бы построить так, чтобы мошенничать, то есть специально раскручивать, а затем „топить" сайт в поисковике, было невыгодно»,- объясняет Александр свою идею.

Поскольку «входной порог» на страховой рынок очень высок (минимальный капитал по закону - $1 млн), Труханский собирается создать страховую компанию в офшорной зоне, а в разных странах открыть отделения со статусом страховых брокеров. В перспективе он видит себя главой страховой империи, действующей на глобальном интернет-рынке. Западных аналогов у бизнес-модели нет, но Труханского это не смущает. «Первые страховые компании появились для страхования галеонов, купеческих судов. Сегодня бизнес осваивает новую „ничейную землю" - интернет. Появился новый актив - должны появиться и механизмы страхования»,- уверен он.

Оценить проект мы предложили президенту компании HeadHunter Юрию Вировцу и партнеру Bain and Company Russia Павлу Кружилину.

Итог. Мнение о проекте наших экспертов было отрицательным, хотя они отмечали, что идея страхования интернет-активов не лишена интереса. Примерно так же отреагировали и реальные инвесторы, которых Александр по старой привычке проспамил несколько месяцев назад: «Многие звонили, говорили, что идея интересная, но дальше разговоров дело не пошло». Пока проект не развивается, а идея страхования интернет-сайтов, которые Труханский так любит сравнивать с торговыми галеонами, дожидается своей реализации.

бизнес-план

Потребность в капитале:

$200 тыс.

Рынок и стратегия сбыта:

на данный момент на рынке не существует компаний, предоставляющих услуги по страхованию интернет-активов

Риски бизнеса:

неготовность потребителя страховать интернет-активы. Отсутствие достоверной статистики по рынку

Планируемые показатели:

ожидаемый минимальный уровень дохода - $250 тыс. в год.

экспертное мнение - отказать

Юрий Вировец,

президент компании

HeadHunter

- Я бы в этот проект не вложился. Во-первых, неправильно выбрана целевая аудитория: мелкие предприниматели не будут покупать страховку, тем более доверять деньги какому-то офшору. Во-вторых, невозможно автоматизировать оценку рисков - для сбоя в работе интернет-компании может быть слишком много причин. Правильнее было бы начать со страхования крупных компаний вроде «Яндекса» и в качестве страхового случая рассматривать более понятные ситуации вроде выхода из строя сервера. Так можно было бы решить проблему с доверием: манимейкеры потянулись бы вслед за крупными игроками.

Отказать

Павел Кружилин,

партнер компании Bain and Company Russia

- У такого бизнеса нет будущего. Дело даже не в проблеме доверия или в неготовности потребителей страховать интернет-активы. Это не страхование автомобилей. Здесь нет статистики аварий и цен на ремонт, неопределенность слишком высока. Даже оценки бизнеса «Яндекса» различаются втрое, а чем ниже мы спускаемся и чем менее доходны бизнесы, становящиеся объектом страхования, тем больше неопределенность. Перераспределением рисков среди небольших интернет-компаний занимаются венчурные инвесторы, а не страховщики.

Алексей Гостев, "Рискованный поворот"
Источник: Журнал «Секрет фирмы»

назад