25.09.2008 | Служба новостей Росфирм

«Взрослые» проблемы обувщиков не решить усилиями малого бизнеса

«Взрослые проблемы малого бизнеса на примере обувной отрасли» - под таким названием 23 сентября в пресс-центре «Российской газеты» прошла дискуссия с участием руководителей крупных обувных компаний.

   Судя по выступлениям участников дискуссии, тема круглого стола была заявлена несколько некорректно, так как у малого бизнеса свои проблемы, а у обувной отрасли - свои, и на сегодняшний день достаточно «взрослые», т.е. трудноразрешимые силами самих обувщиков. Как ни уповали представители обувных предприятий на помощь московского правительства в лице первого заместителя руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Александра Карпова, очевидно, что двигать целую отрасль на уровне одного регионального правительства, даже с учетом, что в столице создана эффективная система поддержки малого бизнеса, невозможно. Нужна политическая воля на уровне Правительства РФ.

   Генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков Александра Андронакевич сообщила, что за последние годы ситуация в отрасли стала меняться. В советский период Россия производила 350 млн пар обуви, в отрасли работали как крупные градообразующие обувные предприятия, так и небольшие обувные фабрики, обеспечивающие рабочие места в малых городах. В 90-е годы объем снизился до 20 млн пар. Однако после дефолта 1998 года в Россию стало невыгодно завозить импортную обувь, а с введением пошлин в 2002 году отрасль начала испытывать подъем, но ненадолго. Сегодня, по словам А. Андронакевич, «отрасль развивается, но не так как хотелось». Основная проблема - в снижении импортных пошлин на обувь до 10%. Конкурировать с легальным импортом проблематично, а попытка выдержать демпинговый натиск контрафакта и вовсе ставит производителей на грань разорения. «Наши производители потеряли рынок, и это неудивительно. В Китае, например, ввозная пошлина на обувь 25%», - заключила глава Российского союза кожевников и обувщиков.

   Генеральный директор ООО «Главный шаг» Наталья Цветоцкая считает, что такая мера, как снижение пошлин, важна, но проблема не только в этом. Как свидетельствуют результаты маркетинговых исследований, развитие отрасли сдерживает низкий уровень платежеспособности россиян. «Люди покупают детям обувь из ядовитых и вредных материалов на китайском рынке только потому, что качественная продукция им не по карману. И, к сожалению, отечественная обувь не исключение и тоже не попадает в самую дешевую ценовую группу», - заключила представитель производителей детской обуви.

   Директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков считает, что сегодняшнее законодательство в сфере МСБ дает возможность обувщикам производить конкурентную продукцию. «Большое предприятие может пойти на разукрупнение и использовать все преференции малого бизнеса. Это дает производителю возможность обеспечить выпуск качественного продукта. Но все это сработает при условии нормальной конкуренции», - пояснил он.

   В. Ермаков подчеркнул, что именно этого условия пока нет, особенно с учетом «серого» импорта. Поэтому нужно использовать действенный регулятор, аналогичный принятым в Европе принципам защиты рынка. «Введение норм поможет ограничить «теневой» сектор. И на будущее обувной промышленности можно смотреть оптимистично, но при условии, что государство использует все цивилизованные регуляторы, чтобы поддержать производителя».

   Первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Александр Карпов рассказал о том, что в Москве действует уже шестая по счету программа поддержки малого предпринимательства. Сейчас разрабатывается концепция программы на 2010-12 гг. Он пояснил, что развитие МСБ - ключевое направление для Москвы.

   В действующей программе предусмотрена финансовая поддержка малых предприятий в приобретении техники, оборудования и комплектующих материалов, только в текущем году объем поддержки составит 300 млн рублей. Кроме того, предусмотрены гарантии по кредитам коммерческих банков и субсидирование процентной ставки по кредитам.

   А. Карпов рассказал также об имущественной поддержке: выделение земельных участков для приобретения недвижимости малыми предприятиями позволяет им инвестировать в строительство производственных и офисных помещений. Второй вид имущественной поддержки - строительство технопарков. Кроме того, принято решение о формировании перечня объектов недвижимости, которые будут целевым образом предоставляться МБ по закрытым аукционам. Впрочем, этот перечень ориентирован в основном на сектор услуг.

   А. Карпов отметил, что стоит неоднократно просчитать целесообразность размещения на территории столицы крупных обувных производств, учитывая дороговизну аренды и высокий уровень заработной платы. Однако небольшие обувные дизайнерские и ремонтные мастерские могут и должны размещаться на площадках города. Тем более, что существует еще один вид поддержки малого бизнеса - подготовка персональных кадров, в том числе в области дизайна и управления промышленностью. «Если мы хотим, чтобы в России производилась качественная модельная обувь, то необходимо постоянно обновлять технологическое оборудование и готовить технический персонал для работы на этом оборудовании», - добавил А. Карпов.

   Он предположил, что в Москве будет перспективно развитие обувных компаний с высоким коэффициентом инновационности. «Дизайн или лекала обуви могут разрабатываться в Москве, а потом по электронной почте передаваться на предприятия, размещенные в других регионах», - так обрисовал он картину будущего московских обувщиков.

   Но по поводу развития отрасли в целом по стране А. Карпов отметил, что, безусловно, необходимо развивать отечественные товарные рынки, а для этого государству важно определиться с приоритетами по отраслям, а отраслевикам, в свою очередь, создавать СРО и консолидированно формулировать позицию по необходимым мерам поддержки.

   Генеральный директор компании Ralf Ringer Андрей Бережной согласился с тем, что в Москве высок уровень арендной и заработной платы. «Но в регионах и в малых городах другая проблема - нет кадров. Там не умеют работать и не хотят учиться. Поэтому моей компании все равно целесообразнее организовать производство в Москве», - отметил он.

   А. Бережной сообщил, что издержки компании при производстве обуви в регионах ниже на 60 рублей с пары. Но Москва - единственный пока регион с высоким уровнем квалификации персонала и производительности труда. «В Москве люди готовы работать в сумасшедшем ритме, а во Владимире и не готовы и не хотят. И бизнесу нужно только одно - жить в экономически сбалансированном мире. Но пока у нас, с одной стороны, торговля нефтью, а с другой, - огромная страна с населением, которое ничего не умеет делать. При этом объем заработной платы уже сегодня завышен относительно уровня производительности труда», - поделился представитель крупной обувной индустрии своим видением проблемы.

   Президент Некоммерческого партнерства поддержки розничных обувных компаний «Круг» Алексей Кистенев со своей стороны объяснил, почему российские малые производители обуви не могут конкурировать даже на внутреннем рынке, а итальянские конкурируют на мировом. По его словам, именно большое число малых обувных предприятий позволило Италии стать страной обувной моды. «Мода - это антипод оптимизации, которой занимаются крупные компании. Малые производства обеспечивают высокий уровень человеческой мотивации, там создаются все условия для самореализации, там каждый хочет в будущем стать Версаче. Именно жесточайшая конкуренция между такими фирмами рождает моду», - пояснил он.

   По его словам, такая среда не может быть ни в Китае, ни в Германии, где все сводится к индустрии. Однако в России тоже нет такой среды, а конкурировать с обувной индустрией Германии и Китая нам тоже не удается. В этих странах производство оптимизировано в интересах себестоимости продукции. Но главная беда России - контрафакт. И проблема в том, что вещевые рынки остаются главным местом сбыта дешевой контрафактной продукции, поэтому А. Кистенев считает необходимым развивать и поддерживать малый бизнес в розничной продаже обувной продукции.

   ИА "Альянс Медиа" http://www.allmedia.ru/

назад