25.09.2008 | Служба новостей Росфирм
20 лучших возможностей получить диплом МВА
Российскому бизнес-образованию исполняется 20 лет, а рейтингу MBA "Секрета фирмы" - два года. Мы представляем очередное исследование, где качество обучения оценивают сами выпускники.
"Продайте вашу базу!" - с такой неожиданной просьбой обратились в редакцию СФ представители нескольких крупных компаний. После выхода в прошлом году в СФ первого рейтинга российских программ MBA они рассчитывали получить контакты перспективных кандидатов.
Контактами мы, естественно, торговать не стали - обещали ведь респондентам не раскрывать их данные, хотя в этом году наша база существенно пополнилась и стала почти в два раза больше. И ценность ее, соответственно, возросла. Как и ценность той информации, которой с нами поделились выпускники 30 лучших российских бизнес-школ.
Лидеры нового рейтинга, в который вошли программы MBA Москвы и Санкт-Петербурга, остались прежними: первое место сохранила за собой Высшая школа бизнеса МГУ, на втором - ИМИСП (Санкт-Петербург). В прошлом году они разделили между собой первое-второе место.
Еще один лидер, Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ, заняла шестое место - в этом году ее выпускники оказались строги к альма-матер. "У нас очень требовательные слушатели,- соглашается декан ВШМ Сергей Филонович.- Тем не менее почти половина из них приходит по рекомендации прежних выпускников". Есть и еще один нюанс. В ВШМ работает сразу пять "преподавателей-звезд" (см. СФ N41/2005) - на их фоне остальные профессора наверняка смотрятся менее ярко, а в результате слушатели ставят школе невысокие оценки.
Несмотря на то, что российскому бизнес-образованию исполняется 20 лет, говорить о качественном прорыве пока рано. Во всяком случае, мнения выпускников оказались на редкость полярными - от "очень полезно" до "зря потерял время". Нелестные оценки получали даже топ-школы. Так что деканам есть над чем работать.
Сами виноваты
Менеджер крупной компании отучилась год на программе MBA в известной бизнес-школе. А потом решила бросить. Где-то через полгода ей позвонили из деканата - напомнить, что она просрочила очередной платеж. Женщина сообщила, что уже давно не посещает занятия. "Да что вы, немного же осталось, заплатите, зато потом получите диплом",- ответили в деканате.
Наверняка что-то подобное происходит и в других школах. Так, один из наших респондентов даже не мог вспомнить название бизнес-школы АНХ, где он учился три года назад. Диалог получился примерно такой:
- А в дипломе у вас название школы написано?
- Нет, только программа.
- Может, помните фамилию декана?
- Нет...
- Ну хоть как его подпись в дипломе расшифровывается?
- Там только закорючка.
Не хотим никого обидеть, но дипломы MBA иногда достаются не самым достойным студентам. Собственно, в прошлом году мы как раз обнаружили, что наибольшее недовольство выпускников вызвали не преподаватели и не качество программ, а та разношерстная публика, вместе с которой им пришлось учиться. Как выразился декан Высшей школы менеджмента СПбГУ Валерий Катькало, многие бизнес-школы "стратегически неосторожно" подходят к отбору слушателей. Проще говоря, берут всех подряд. В этом году проблема отсева стоит так же остро: суммарный балл по показателю "сложность вступительных испытаний" составил 4,34 из 10 возможных. Выпускники не очень высоко оценили и полезность установленных в школе связей - 5,69 баллов.
Некоторые школы, по крайней мере лидеры, пытаются "пропалывать" ряды своих слушателей. "Многие просто не подают к нам документы, узнав, что нужно сдавать вступительный экзамен по экономике и менеджменту,- рассказывает декан ВШБ МГУ Олег Виханский.- Кроме того, у нас жесткий "фейс-контроль". Например, хамов не берем. Или с чересчур завышенной самооценкой. А также если видим, что рекомендации человек "нарисовал" сам".
Но это еще не все: 96% опрошенных выпускников ВШБ МГУ отметили, что в их школе отчисляют за неуспеваемость и за пропуски занятий. Студенты получают оценки, в том числе за работу в классе, а если человек не посещает занятия, баллы снимаются. В результате слушателя могут не допустить до экзаменов. "Некоторым менеджерам, которые ездят в командировки, приходится очень тяжело. Но мы всегда об этом предупреждаем и отказываем, если они не могут изменить свой график. В результате посещаемость в школе почти 100%",- говорит Виханский.
Впрочем, далеко не все учебные заведения готовы расставаться с нерадивыми, но платежеспособными слушателями - сегодня востребована даже ниша "плохих школ". "Есть категория людей, которым очень хочется получить MBA, они идут скорее за дипломом, чем за серьезными знаниями. И выбирают школы, где цена пониже, а условия полегче,- говорит Сергей Филонович.- Как только спрос станет более требовательным, школы начнут подтягиваться".
Но если поставить на входе барьер повыше, есть риск, что деньги уйдут в другую школу. "Пусть "Сколково" с их миллионами занимается экспериментами, а у нас таких возможностей нет",- говорят некоторые деканы. Выходит, бизнес-школы пока слишком бедны и боятся лишиться средств к существованию? "Они не бедные, они жадные",- поправил корреспондента СФ один западный преподаватель.
Бизнес на дипломах
В начале сентября в России появилась самая дорогая бизнес-школа в мире. "Сколково" установила на свою программу EMBA, которая открывается в январе 2009 года, цену 90 тыс. евро. Или около $127 тыс. по нынешнему курсу. По словам организаторов, преподавать по этой программе будут ведущие западные профессора; кроме того, слушателям обещают индивидуальный коучинг.
Для сравнения: совместная программа EMBA американской Kellogg c гонконгским HKUST (номер один в мире, согласно рейтингу газеты Financial Times) стоит $103,6 тыс. А Global Executive MBA TRIUM (программа номер два, организована New York University Stern School of Business, London School of Economics и HEC School of Management) - $123 тыс.
"Не знаю, на что рассчитывает руководство "Сколково",- недоумевает Сергей Филонович.- Если у человека есть такие деньги и он знает английский, неужели он будет учиться в России?" Другие деканы не видят в сколковской цифре ничего особенного. "Почему в Москве квартира может стоить дороже, чем в Майами, а программа нет?" - пожимает плечами ректор ИМИСП Сергей Мордовин.
Кстати, питерский ИМИСП тоже установил своеобразный рекорд: из программ, вошедших в наш рейтинг топ-30, его MBA самая дорогая - 820 тыс. руб. Как объясняют в школе, в этом году они включили в стоимость обязательную недельную стажировку за рубежом. "Если Москва по стоимости отстает, то это ее проблемы,- рассуждает Сергей Мордовин.- В целом, конечно, в Москве больше платежеспособных людей, чем в Санкт-Петербурге, но ведь и бизнес-школ здесь несравнимо больше. Поэтому платежеспособный спрос со стороны тех, кто хочет получить качественное обучение на MBA, как мне кажется, примерно одинаков".
Рынок бизнес-образования (исключая тренинговые компании) сегодня оценивают в $250-350 млн. Далеко не все школы раскрывают свой оборот, но зарабатывают они неплохо - так, годовая выручка ВШМ ГУ-ВШЭ составляет $5 млн, а платные программы ВШМ СПбГУ приносят $10-12 млн (эта бизнес-школа не вошла в наш рейтинг, так как у нее сейчас нет программы MBA).
Правда, расходы у бизнес-школ тоже немаленькие - нужно вкладывать в преподавателей, инфраструктуру, международные связи и т. д. С этой точки зрения наиболее выгодный формат обучения - бакалавриат. Такие программы, конечно, дешевле MBA, зато и издержек меньше - можно взять преподавателей поскромнее, учебно-методические материалы не столь дороги и т. п. В результате маржа школы выше, чем в случае с MBA. Один из ректоров "не для записи" заявил: "Если исходить из экономической выгоды, то я бы закрыл все программы кроме бакалавриата".
Однако не все бизнес-школы хотят возиться с бакалаврами - не хватает площадей, либо они просто не считают нужным заниматься "детьми". Например, ИМИСП в прошлом году закрыл набор на бакалаврские программы. "Человек, успешно преподающий в высшей школе, не может так же хорошо учить бизнесменов,- объясняет Сергей Мордовин.- Это просто разные области деятельности".
Так что основной продукт, который предлагают сегодня российские бизнес-школы,- программы MBA и EMBA. По сути это ставка на частных клиентов, то есть на "розницу". Но если, скажем, для банков выход в розницу можно было считать революцией, то для бизнес-образования это уже моветон.
Лицом к b2b
Частный клиент не особо различает бизнес-школы и легко покупается на брэнд. Он уверен, что диплом MBA даст ему неоспоримые преимущества - и мечтает конвертировать его в деньги. Корпоративные клиенты мыслят по-другому. Они мало "ведутся" на рекламу, а "корочки" их не интересуют вовсе. Зато за знания и навыки они готовы платить, причем дорого. Намного дороже, чем "частники". Но и спрашивают с профессоров гораздо строже - программы двадцатилетней давности им уже не продашь.
Executive Education - короткие открытые и корпоративные программы для топ-менеджеров - основной хлеб западных бизнес-школ, тогда как на MBA они в лучшем случае выходят в ноль. MBA нужны скорее для аккредитации, обкатки новых технологий обучения и т. д. Например, INSEAD получает от Executive Education около 60% доходов, а 900 выпускников "эмбиэев", выпускаемых школой ежегодно, приносят ей лишь 30%.
"Никто не спорит, что бизнес-школы должны быть финансово состоятельны. Но российские учебные заведения отстали от жизни - их бизнес держится на устаревшей модели 1990-х годов",- считает Валерий Катькало. По его словам, у российских бизнес-школ за редким исключением нет очень важных атрибутов, например попечительского совета, профессионального центра карьеры. Все это без надобности, если школы не выстраивают долгосрочных контактов с компаниями.
Между тем спрос на обучение со стороны корпоративных клиентов уже растет. Например, бизнес-школа "Сколково" за 2007-2008 год заработала $4,7 млн на программах Executive Education. И это при том, что она пока не достроила кампус и, соответственно, не может поставить программы "на поток". Похоже, что и другие школы начинают осознавать, что расти на "рознице" больше некуда, пора играть на корпоративном рынке.
MBA отдыхает
Две недели назад в ИМИСП вышел на работу новый сотрудник - бизнес-школа переманила из крупной компании директора по продажам. Только он будет не преподавать, а продавать - ИМИСП создал специальное подразделение для работы с корпоративными клиентами. "Когда мы увидели, какими темпами растет этот сегмент, мы пересмотрели свою стратегию,- объясняет Сергей Мордовин.- По сравнению с ним MBA отдыхает".
По данным исследования Training Index, крупные компании в России сегодня тратят на обучение одного топ-менеджера 260 тыс. руб. в год, что вполне сопоставимо с Европой. Почему бы эти деньги не зарабатывать российским бизнес-школам?
По замыслу Мордовина, через пять лет оборот ИМИСП должен вырасти в четыре раза, и в первую очередь за счет корпоративных программ. Если сейчас компании приносят школе около 20% доходов, то через пять лет цифра должна вырасти до 70%. Генерировать этот поток станут короткие корпоративные программы, корпоративные MBA, а также недавно созданное подразделение "ИМИСП консалтинг". "Нам важно, чтобы корпоративные клиенты видели в нас экспертов по целому ряду отраслей. Например, по газовой,- приоткрыл свои планы ректор.- А фактически мы хотим стать школой для бизнеса - как швейцарская IMD".
Другие школы тоже пересматривают свои приоритеты, хотя и не так кардинально. По словам Сергея Филоновича, корпоративные клиенты приносят ВШМ 25-30% оборота, и эта цифра постоянно растет. "Корпоративные заказчики выгодны школам. Во-первых, не нужно тратиться на рекламу. Во-вторых, многие HR-директора сегодня могут четко сформулировать, что им нужно, поэтому степень удовлетворенности заказчиков выше". Чаще всего за корпоративными программами обращаются выпускники MBA и EMBA. Например, в ВШМ получила диплом EMBA директор одной компании, а потом для своих сотрудников заказала несколько семинаров из прослушанного ею курса.
ВШБ МГУ тоже не новичок в корпоративном обучении. Например, программа "MBA: производственные системы" была разработана специально для компании "Базовый элемент" и не "продается" на открытом рынке. По другой программе MBA учатся сотрудники казахского холдинга ENRC Management KZ. "Доходы от корпоративных клиентов у нас пока составляют не более 15%. Но мы будем их наращивать",- говорит Олег Виханский.
Слово на букву "ф"
Валерий Катькало умеет зарабатывать не только на своих программах - ему удается собирать деньги и по-другому. Потому что он один из немногих деканов, который знает, что такое фандрайзинг.
Дружба с компаниями обеспечивает не только поток клиентов, но и их финансовую помощь. Считается, что фандрайзинг - традиция американская и в России она не приживается, однако у ВШМ СПбГУ уже есть удачный опыт.
В конце 1990-х годов школа собрала $6 млн на реконструкцию своего учебного корпуса - деньги выделили 15 компаний (Procter & Gamble, Honeywell и др.). А сегодня в endowment (фонд целевого капитала) ВШМ СПбГУ привлекла около $16 млн. Поучаствовали члены попечительского совета - "Газпром", Сбербанк, РЖД, PricewaterhouseCoopers и др. Программа-максимум - собрать в фонд $150 млн.
Конечно, школе, которая пользуется благосклонностью государства и получает деньги в рамках нацпроекта "Образование", намного проще разговаривать с компаниями, чем другим. Однако ВШМ СПбГУ стала новатором и в привлечении средств частных лиц - к 15-летию школы группа выпускников по собственной инициативе пожертвовала альма-матер 15 млн руб.
Так что вполне может быть, через несколько лет бизнес-школа получит уже не один миллион долларов от какого-нибудь благодарного выпускника.
1999 год Российская ассоциация бизнес-образования выступила инициатором государственного признания программы МВА в России и разработала основные стандарты 8 бизнес-школ в России получили западную аккредитацию AMBA. Для сравнения: в Китае аккредитованных школ 4, во Франции - 15, а в Великобритании - свыше 40 90 тыс. евро такую цену установили в "Сколково" на программу EMBA в сентябре 2008 года, что сделало эту бизнес-школу самой дорогой в мире |
|
|
Увеличить |
Журнал «Секрет Фирмы» № 37(269) от 22.09.2008
Другие статьи по теме
25.06.09 Создание своего бизнеса: грани риска
04.02.09 Исследование рынка рекламы: будущее за Интернетом
20.01.09 Без глянца: читатели потеряют интерес к красивой жизни
19.01.09 Минобрнауки разрабатывает пакет антикризисных мер в сфере платного высшего образования
29.09.08 Чему и где учится топ-менеджерам
►Все статьи по теме