24.08.2009 | Служба новостей Росфирм
Защита Чемезова
Как стало известно, госкорпорация «Ростехнологии» намерена создать единый автомобилестроительный холдинг, который объединит «АвтоВАЗ» и «КамАЗ». Объединение всех активов в отраслевые холдинги - изначальная идея «Ростехнологий», которая требует времени и большой проработки. Однако в кризис все это приобретает особое значение: сейчас, когда до конца неясна судьба «АвтоВАЗа», главе ГК Сергею Чемезову важно консолидировать активы, упрощая выведение из кризиса наиболее проблемные.
О том, что создается автомобильный холдинг, будет объявлено 26 августа на открывающемся в Москве автосалоне «Интеравто». В холдинг будут включены 25% акций «АвтоВАЗа», 37,8% акций «КамАЗа» и 30% акций завода «Автодизель» (входит в группу ГАЗ Олега Дерипаски). По информации СМИ, возглавит холдинг гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин, который от лица «Ростехнологий» будет руководить «АвтоВАЗом» и «КамАЗом» - площадками, которые уже операционно подконтрольны госкорпорации. При этом СМИ также указывают. что будет принято окончательное решение об отставке главы АвтоВАЗа Бориса Алешина, который пока находится в отпуске. Как писал «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, из отпуска на завод он, скорее всего, уже не вернется.
Как пишет «Коммерсант», в течение полугода «Ростехнологии» должны внести принадлежащие им пакеты заводов во вновь созданное юридическое лицо (им может стать ООО «Автоинвест-холдинг», учрежденное госкорпорацией в конце 2008 года). «Увеличенный баланс нового общества позволит автозаводам привлекать более дешевые займы, а сами заводы могли бы, например, сэкономить за счет объединения систем закупок», - говорит один из акционеров «АвтоВАЗа» и «КамАЗа», признавая, впрочем, что никто не подсчитывал экономического эффекта от объединения и не разрабатывал общей стратегии. Вообще надо признать, что отсутствие долгосрочной стратегии - это фирменный стиль «путинских кадров», как, впрочем, и особенность управления самого Путина: несмотря на постоянное декларированное громких и далеко идущих планов, как правило, долгосрочные задачи приносятся в жертву краткосрочным.
По данным «Ведомостей», как будет устроен автомобилестроительный холдинг, должно быть решено во второй половине сентября, после заседания правительства по поводу ситуации в российском автопроме. По одному из вариантов холдингу должны перейти широкие полномочия по управлению входящими в него предприятиями, включая маркетинг и сбыт, при этом автозаводы превратятся лишь в производственные площадки.
Как напоминает «Коммерсант», идея создания автомобильного холдинга принадлежит покидающему завод Борису Алешину - он начал лоббировать ее еще осенью 2005 года, когда «Рособоронэкспорт» только приступал к управлению «АвтоВАЗом» и «КамАЗом». В действительности это не совсем так: Алешин хотя и был генератором идей, но все стратегические решения принимались Чемезовым, и он тогда согласился с тем, что нужно создавать отраслевые холдинги и не только в автопроме. В основе же лежала более амбициозная задача - объединение всего российского автопрома, который предстояло вывести на новый уровень с помощь мощнейших госвливаний. Напомним, что тогда Чемезов обещал, что АвтоВАЗ, например, может получить $ 5 млрд из бюджета.
Сейчас эти идеи кажется малоперспективными, прежде всего, из-за кризиса. Госрезервов не хватает на индексацию зарплат бюджетникам уже в следующем году, не говоря о поддержке автопрома, хотя лон ее получает. Но этой поддержки хватает лишь для того, чтобы держаться на плаву: АвтоВАЗ снова останавливает конвейер и объявляет о сокращениях. Ситуация и на заводе, и в Тольятти непростая.
Однако самое опасное для Чемезова даже не это, а начало разговоров о необходимости прекратить помогать АвтоВАЗу. Более того, появилась альтернатива. В интервью «Первому каналу» 15 июня Герман Греф заявил, что у нынешней продуктовой линейки «АвтоВАЗа» перспектив нет, и предложил два возможных варианта развития предприятия. Первый - передача в управление Renault (концерну принадлежит блокпакет акций «АвтоВАЗа»). Второй - альянс с Magna и Opel. Фактически речь идет о признании тупиковым нынешнего пути развития «АвтоВАЗа».
Президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин тогда назвал заявление Грефа спорным. «Греф - известный и уважаемый человек, у него есть собственное мнение, но оно небесспорно», - прокомментировал его заявление Алешин. Он добавил, что компания довольна сотрудничеством со Сбербанком, и «хорошо, что Герман Греф держит проблемы автопрома «в фокусе». Фактически Алешин свел слова Грефа к его личному мнению, не имеющему отношения к выработке госполитики в отношении автопрома.
Иными словами, возникла дискуссия о путях развития российского автопрома и впервые Чемезов столкнулся с угрозой пересмотра той стратегии, которой он придерживался и которая поддерживалась на высшем политическом уровне. Снижение этой поддержки подтверждается и другими фактам: недавно президент Дмитрий Медведев исключил Чемезова из комиссии по модернизации российской экономки. Причем исключение носила такой характер, что указывало на персональные проблемы между Медведевым и Чемезовым. Деятельность второго в Кремле начинает вызывать откровенное раздражение. Кроме того, президент уже не раз давал понять, что недоволен госкорпорациями как юридическими (и политическими?) формами.
На этом фоне объединение «АвтоВАЗа» и «КамАЗа» - это попытка развиваться в том направлении, которое Чемезов выбрал ранее, лишая конкурентов и критиков аргументов продвигать альтернативные проекты развития российского автопрома. Однако насколько такая политика окажется эффективной, пока неясно и, скорее всего, это будет зависеть уже не от экономических критериев успешности, а от политического влияния Чемезова, которое постепенно снижается.
Татьяна Становая
http://www.politcom.ru
Другие статьи по теме
23.07.15 Универсальный упаковочный материал
08.06.15 Канцелярия в России оптом и в розницу
01.06.15 Канцелярские товары - помощь в нашей повседневной жизни
03.06.13 Тайм-менеджмент — основа успешного бизнеса
17.05.13 Производство ежедневников
►Все статьи по теме