08.08.2008 | Служба новостей Росфирм
В российских компаниях стала процветать офисная дедовщина
По данным социологов, как минимум каждый двадцатый работающий россиянин становился жертвой моббинга, или целенаправленной травли группой коллег. Моббинг, который происходит в стенах каждого пятого офиса, дестабилизирует обстановку в коллективе, снижает работоспособность сотрудников, ведет к увольнению наиболее ценных кадров и, как следствие, к потере прибыли.
По разным данным, жертвами офисных войн становятся от 5 до 20% работающего населения страны.
В отличие от офисной войны, которая разгорается внутри коллектива в борьбе за "ресурсы" - зарплаты, должности, премии, моббинг не имеет под собой четко выраженной рациональной основы. "Бесит он всех, вот и все!" - так чаще всего мотивируют свое поведение участники травли. "Требования к сотрудникам растут не по дням, а по часам, компании выходят на европейский уровень, в том числе и в плане управления персоналом. Работать стали активнее, уставать больше, вот народ и вымещает свою агрессию на козлах отпущения", - пояснила "НИ" директор кадрово-консультационной компании "Рекконс" Эльмира Давыдова.
Стать таким "козлом" очень просто. Например, инженер Андрей Огарков из Москвы превратился в изгоя только из-за того, что отмахивался от своих коллег в часы аврала. "Когда я работаю, то не могу ни на что отвлекаться, - рассказал "НИ" Андрей. - Если ко мне подходят, когда я в запарке, могу что-то пробурчать себе под нос или вообще не ответить. Коллеги сочли меня заносчивым хамом и устроили травлю. Уволился, а что тут сделаешь?"
Западные психологи составили даже своеобразный рейтинг причин, которые могут превратить обычного сотрудника в жертву моббинга. Настроить коллектив против себя можно, надев слишком откровенный наряд, подчеркнув свое превосходство, похваставшись перед коллегами своими успехами или, наоборот, пожаловавшись на то, что дела идут из рук вон плохо. Постоянные просьбы, заигрывание с противоположным полом, странная манера говорить, редкое хобби или вредная привычка - вот те факторы, которые могут стать определяющими при выборе объекта офисной травли.
Но чаще всего возглавляют рейтинг личности неординарные, чье поведение не подпадает под общепринятые стандарты. Интересно отметить, что вне зависимости от того, в каком коллективе разгорается травля, она всегда проходит по одному и тому же сценарию. Начинается все с того, что участники моббинга, сами того не осознавая, распределяют между собой роли. Обычно их четыре: "сплетник", "скандалист", "казначей" и "критик".
Жертва чаще всего ведет себя тоже по стандартному сценарию. Она либо начинает переживать из-за травли и старается найти компромисс с остальным коллективом, либо уходит в глухую оборону, пытаясь игнорировать нападки своих коллег.
Интересно отметить, что гонителями в равной степени могут быть и женщины, и мужчины. При этом чем выше статус или должность сотрудника, тем реже он становится организатором или активным участником моббинга. Офисная дедовщина - явление, характерное прежде всего для среднего звена.
За границей с моббингом уже во всю борются на законодательном уровне. Например, в Германии, Франции и Швеции приняты законы о моральном преследовании на рабочем месте, защищающие жертв моббинга. Если сотруднику удастся доказать факт "выживания" его с работы, работодатель вынужден будет выплатить ему весомую компенсацию.
В России двери суда тоже открыты для пострадавших от офисного прессинга. Как пояснил "НИ" заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Госдумы Олег Шеин, действия агрессивно настроенных коллег подпадают под 151-ю статью Гражданского кодекса, в которой говорится о причинении морального вреда. Увы, выигранных дел по этой статье практически нет: доказать, что депрессия началась по вине коллег, практически невозможно.
Вот почему российские жертвы моббинга мстят своим обидчикам не в суде, а на интернет-сайте. Здесь они изливают душу и составляют "черный список" коллективов, где моббинг - обычное дело.
Российские психологи утверждают, что в компании, где процветает это нелицеприятное явление, прибыли могут упасть на 30-50%.
Компании, которые не хотят терять прибыль, уже сейчас серьезно задумываются над тем, как предотвратить офисную дедовщину. Общей тенденцией становится приглашение на работу штатного психолога, который помогает в подборе персонала и, как мультяшный кот Леопольд, следит за тем, чтобы коллеги жили дружно.
Другие статьи по теме
12.10.09 Добро пожаловать на интернет – биржу eTXT.ru
08.10.09 "Барометр "Деловой России"
02.09.09 Заказ самолета
28.08.09 Газ будет стоить дороже, чем уголь
27.08.09 Из Смольного сообщают: иностранные автопроизводители в Санкт-Петербурге настроены оптимистично
►Все статьи по теме