15.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Российский интернет-рынок ​неконкурентоспособен

Бурный рост отечественной интернет-отрасли, наблюдаемый в последнее время, по-прежнему сопровождается нехваткой квалифицированных кадров. С недавнего времени решить проблему дефицита специалистов участники рынка пытаются в буквальном смысле собственными силами.

При их непосредственном участии в Государственном университете управления был образован факультет "Менеджмент в сфере интернет-технологий" с объемной программой обучения и впечатляющим преподавательским составом, куда входят представители ведущих мировых и российских интернет-компаний, работающих на нашем рынке. В интервью куратор этого факультета и генеральный директор компании "Саундкей" Соня Соколова рассказала о планах и намерениях, которые стоят за этой инициативой.

Насколько серьезен сегодня кадровый голод, который испытывают российские интернет-компании? Разговоры о нем не преувеличены?

Я не могу говорить за весь сектор, однако в последние полтора года наблюдаю проявления этого голода на интернет-рынке: уже сейчас, до окончания курса обучения, почти все студенты ГУУ трудоустроены, а многие преподаватели факультета обращаются ко мне с просьбами помочь им в поиске кадров. Более того, все чаще мы наблюдаем, как интернет-компании начинают заниматься переподготовкой и повышением квалификации программистов и менеджеров широкого профиля в области интернет-проектирования. Работают несколько таких центров при больших порталах: сейчас собственные учебные программы есть у "Яндекса", Google, Mail.Ru...

Каких специалистов в этой сфере у нас особенно не хватает?

Как обычно - хороших программистов, "проджектов", аналитиков, системных интеграторов, аккаунтеров, сейлз-менеджеров. В области веб-дизайна наблюдается даже некоторый переизбыток предложений, связанный с тем, что два-три года назад стартовали факультеты и курсы веб-дизайна в Британской школе дизайна, МИРе и нескольких художественных ВУЗах, однако найти толкового верстальщика - настоящая проблема.

Существует ли сегодня проблема оттока российских специалистов в области интернет-технологий на Запад? Как, по-вашему, она будет решаться?

Отток, о котором вы говорите, начался далеко не вчера. За последние 10 лет из страны уехало большое количество разработчиков. Вместе с тем многие из них, проживая в России, занимаются аутсорсингом разнообразных западных интернет-проектов. Некоторые мои коллеги руководят компаниями, штаб-квартиры которых находятся в Лондоне, Нью-Йорке или Париже. Это нормальное следствие глобализации рынка и ненормальное положение для локального российского интернет-рынка, который находится в стадии бурного реинвестирования, но по-прежнему не в состоянии пригласить на работу достаточное число грамотных специалистов, т.к. до сих пор неконкурентоспособен с точки зрения условий труда и стоимости разработок.

Вы принимали участие в привлечении деятелей российской интернет-индустрии к программе "Менеджмент в сфере интернет-технологий" Государственного университета управления?

Да, я куратор этого факультета, его программа формировалась мной при деятельном участии коллег. Вообще говоря, я приятно поражена тем, с каким энтузиазмом откликнулись на мое предложение мои колеги и друзья - вплоть до самых "маститых", уже ведущих преподавательскую практику в других местах: Андрея Себранта (директор по спецпроектам "Яндекса"), Федора Вирина (директор по исследованиям Mail.Ru), Юлии Герштейн (креативный директор Silver Media Solutions), Алексея Беляева (президент Ассоциации производителей интернет-контента и интернет-сервис-проектов "Интернет и Бизнес" - прим. авт.) и других. Нам удалось составить действительно сбалансированную и интересную программу, хотя направление фактически приходилось придумывать "с нуля".

На каких условиях вы и другие представители интернет-отрасли участвуете в этой программе?

Как и другим преподавателям ГУУ, нам оплачивают лекционные курсы.

Вам известно, как много студентов изъявили желание стать слушателями этого курса?

34 в первом потоке и 32 во втором. Сейчас набираем уже третью группу - на октябрь. Сначала мы, честно говоря, думали, что будем брать только по одной группе в год, но число абитуриентов нас приятно удивило.

Может ли, по-вашему, сравнительно высокая стоимость обучения (160 тыс. рублей) лишить возможности принять участие в программе отдельных талантливых "студентов"?

По-моему, все слушатели факультета отлично понимают, во что они "вкладываются": помимо базовых знаний в области общего менеджмента и специфических дисциплин типа usability или аккаунтинга, они очень быстро "социализируются" и учатся делать реальные работающие проекты буквально "с нуля", и при этом на хорошем профессиональном уровне.

Проще говоря, наши выпускники - готовые стартап-менеджеры широкой специализации, у которых уже есть некоторые связи на рынке. Если бы 12 лет назад, когда я только начинала работать в Сети, существовал такой факультет, я бы многое отдала за это обучение. Не всякий опыт приятно получать эмпирическим путем.

Выпускникам курса обещают отсутствие проблем с трудоустройством по его окончании. Вы сами взяли бы к себе на работу такого человека, и с какой зарплаты он мог бы начать свою карьеру после получения диплома RMA?

У меня уже работают двое студентов нашего факультета с разных потоков. Так что, как видите, я времени даром не теряю: факультет потому и стартовал, что для меня проблема кадров стояла не менее остро, нежели для моих коллег.

Как бы вы посоветовали решать проблему нехватки квалифицированных кадров региональным российским интернет-компаниям?

Есть два варианта: идти и договариваться с местными кафедрами, формируя программы на базе региональных ВУЗов, либо отправлять своих сотрудников на курсы - и быть готовыми к тому, что они не вернутся. Я бы выбрала первый: на первый взгляд, он более дорогостоящий, но на самом деле - более перспективный. Готова, если интересно, помочь с организацией таких факультетов и поделиться опытом по разработке учебной программы./Telnews/

http://businesspress.ru/

 

 

назад