19.09.2008 | Служба новостей Росфирм
Как средний класс зарабатывает и на что тратит свои деньги
Известный маркетолог Антон Буланов имеет оригинальный взгляд на российский средний класс и его манеру потребления
Вы довольно критично высказываетесь в адрес нашего среднего класса. Однажды, например, сказали, что по манере потребления там "все сплошь азиаты". За что вы его так?
Да это очевидная мысль. Что такое российский средний класс? Он построен по классической восточной традиции иерархичного самовоспроизводства. Это в основном региональные элиты, чиновники, которые сидят на перераспределении ресурсов, их жены, практические чиновники, которые получают большие зарплаты в компаниях с участием госкапитала, таких как "Роснефть" или "Газпром". Мы с вами, конечно, за руку никого не ловили, но ведь мы представляем себе уровень коррупции в чиновничьей среде. И очевидно, что значительная часть коррупционных денег идет на потребление. А те, кто заработал деньги подобным образом, культивируют сибаритские привычки, скупая все что можно за бешеные деньги.
С чем еще связан наш "азиатский" потребительский портрет? С тем, что люди выросли в голодных семьях. Поколение Киры Пластининой росло уже в другой стране. Они родились, когда все было. А поколение, которое сейчас имеет возможность активно потреблять, выросло в голодное советское время, в конце 80-х -- начале 90-х годов. И им всего очень хочется. Можно сказать, наша страна дорвалась.
То есть и у нас все-таки будет когда-нибудь "разумное потребление", как в Европе и Америке?
А почему вы считаете, что в Европе и Америке потребление разумное? Как раз там оно настолько же неразумное, как и здесь. Потребление диктуется не страной проживания, а социокультурной средой. WASP (белый англосаксонский протестант, каким является, например, Маккейн), даже если он богат, потреблять будет достаточно скромно и умеренно, потому что уровень его потребления диктуется протестантскими представлениями о добродетелях. А возьмем русского бандита, который денег набрал, но этого представления у него нет. Его потребление будет драматически отличаться от потребления WASP. В России потребление неумеренно, велика страсть к роскоши. Еще десять лет назад у нас покупали больше мерседесов S-класса, чем в Германии. Но это -- видимая часть, которая относится к тем, кто на самой верхушке социальной лестницы. В массе же потребление более разумно. Если вы возьмете, к примеру, меня -- человека, который имеет доход, сопоставимый с доходом европейского специалиста моего уровня, то я думаю, мое потребление будет лишь немногим отличаться от того, что покупает европеец. Мы ездим на равноценных машинах, живем в сопоставимых бытовых условиях, носим одежду одних и тех же брендов.
Видите ли вы какое-то развитие потребительской культуры или она не меняется?
Есть прекрасная фраза: "Сегодня мы с трудом обходимся без того, о чем наши предки даже не имели представления". Возникает огромное количество вещей, без которых мы не можем жить, хотя 15-20 лет назад их просто не существовало. Наиболее сильные изменения в потребительской культуре в последнее время связаны с появлением профессиональных потребителей. Они очень хорошо разбираются в предмете, прежде всего благодаря интернету, возможности узнать мнения многочисленных экспертов и доступу к огромному массиву информации о покупаемом товаре.
Покупатель мобильного телефона иногда знает о нем столько, что может затмить любого продавца салона мобильной связи. Человек, покупающий автомобиль, прочитывает горы литературы. Знаете, кто больше всего от этого пострадал? Врачи. Двадцать лет назад, для того чтобы обладать разными медицинскими знаниями, нужно было получить медицинское образование. А чтобы получить информацию о лекарственном препарате, нужно было пойти к фармакологу. Теперь вы приходите к врачу, он называет болезнь, лекарство -- вы заходите в интернет и узнаете все и о лекарстве, и о болезни. "Квалифицированные больные" начинают спорить с врачами. Мир меняется, поэтому и культура потребления не может не меняться.
Расходы семей, относящих себя к среднему классу % от совокупного бюджета
Расходы | Австрия | Бразилия | Польша | Россия | Туркмения | Южная Корея |
Продукты питания, напитки, табачные изделия | 15,90% | 15% | 16,90% | 25% | 40% | 28% |
Транспорт и связь | 17,70% | 18% | 14,10% | 11% | 13% | 17% |
Образование | 0,30% | 2% | 3% | 3% | 0% | 11% |
Жилье, коммунальные услуги | 23,50% | 22% | 21% | 14% | 4% | 8% |
Отдых, развлечения | 12,30% | 15% | 15,50% | 13% | 1% | 5% |
Одежда, обувь | 6,60% | 6% | 6,50% | 10% | 15% | 5% |
Здравоохранение | 2,40% | 6% | 3% | 3% | 0% | 5% |
Мебель, бытовая техника | 7,10% | 8% | 6,30% | 7% | 15% | 4% |
Прочие потребительские расходы | 14,20% | 8% | 13,70% | 14% | 12% | 17% |
Чей средний класс больше тратит
Товары | Великобритания | Германия | США | Россия |
Минеральная вода, 1 л | 1,4 | 1,4 | 1,7 | 1 |
Говядина,1 кг | 13,5 | 16 | 19 | 12 |
Автомобиль «Мазда 3» 4-дв., 2,0 л, мех.коробка передач | 23 924 | 31 402 | 14 865 | 23 845 |
Рис, 1 кг | 2,36 | 2,71 | 5,75 | 1,3 |
Одноместный номер в гостинице в столице (Hostel) | 56 | 33 | 45 | 63 |
Бизнес-ланч | 44-123 | 40-56 | 15-40 | 6-10 |
1 минута разговора по мобильному телефону | 0,3 | 0,15 | 0,2 | 0,1 |
Электроэнергия (1 кВт/ч) | 0,13 | 0,22 | 0,2 | 0,09 |
Профессиональная структура среднего класса России в сравнении с США зарплата в рублях
Профессия | Россия | США |
Бухгалтер | 20.000 | 107.000 |
PR-менеджер | 26.000 | 143.000 |
Логист | 25.000 | 128.000 |
Менеджер по маркетингу | 27.000 | 193.000 |
HR-менеджер | 22.000 | 126.000 |
Менеджер по продажам | 23.000 | 173.000 |
Менеджер по рекламе | 29.000 | 130.000 |
Программист | 36.000 | 137.000 |
Юрист | 27.000 | 215.000 |
Архитектор | 36.000 | 133.000 |
Инженер-электронщик | 36.000 | 159.000 |
Инженер-проектировщик | 25.000 | 143.000 |
Профессор университета | 16.000 | 154.000 |
Дантист | 34.000 | 236.000 |
Хирург | 20.000 | 263.000 |
Терапевт | 15.000 | 108.000 |
Представители среднего класса в своей стране Таблица позволяет сравнить профессиональный состав среднего класса в России и США. Американскую модель можно рассматривать в качестве социального образца для постиндустриального общества. В России, как видно из таблицы, профессиональная структура среднего класса довольно сильно отличается от американской. Большинство специальностей, представители которых составляют средний класс в США, в России до него не дотягивают даже по отечественным меркам. Разброс в абсолютных цифрах доходов велик по всем специальностям, но если российский программист получает «всего лишь» в 3,8 раза меньше американского коллеги, то университетский профессор - почти в 10 раз меньше. Мы исходили из того, что представителем среднего класса в России можно считать человека, получающего чуть больше $1000 в месяц. Стандартный представитель среднего класса в США зарабатывает около $100 тыс. в год: врач побольше, инженер поменьше. |
Великовский Дмитрий, Дятликович Виктор, Бурмистров Павел, Гребцов Игорь, "Потребление по-русски",
Источник: Журнал «Эксперт»
Другие статьи по теме
12.10.09 Добро пожаловать на интернет – биржу eTXT.ru
08.10.09 "Барометр "Деловой России"
02.09.09 Заказ самолета
28.08.09 Газ будет стоить дороже, чем уголь
27.08.09 Из Смольного сообщают: иностранные автопроизводители в Санкт-Петербурге настроены оптимистично
►Все статьи по теме