10.10.2008 | Служба новостей Росфирм

Российский рекламный рынок снижает темп

Финансовый кризис продолжает волновать инвесторов и потребителей, причем его последствия  ощущаются уже не только на Западе, но и в России. В связи с этим международное агентство ZenithOptimedia скорректировало прогнозы темпов развития российского рекламного рынка в 2008-2010 гг.

И понизило их по всем традиционным медиа:  - мы предполагаем, что в 2008 году объем российского рекламного рынка увеличится максимум на 22%, а не на 25%, как предполагалось в предыдущем прогнозе.

Однако, несмотря на то, что рост расходов на рекламу в России все-таки теряет темп, на общемировом фоне он все еще является одним из самых высоких.

Объем рекламы в средствах ее распространения

 (млн. рублей)

 

2006

2007

2008

2009

2010

Телевидение

85,900

112,500

142,900

175,500

209,700

Печатные СМИ

44,600

51,900

59,000

65,400

72,100

Радио

12,500

15,700

18,000

20,200

22,400

Наружная реклама

33,100

40,400

46,500

52,500

57,500

Интернет

2,900

5,800

10,150

16,100

25,200

Прочие носители

1,800

2,400

3,100

3,850

4,750

ИТОГО

180,800

228,700

279,650

333,550

391,650

 Темпы прироста по отношению к предыдущему году (%)

 

2006

2007

2008

2009

2010

Телевидение

30.0%

31.0%

27.0%

22.8%

19.5%

Печатные СМИ

13.0%

16.4%

13.7%

10.8%

10.2%

Радио

47.1%

25.6%

14.6%

12.2%

10.9%

Наружная реклама

25.0%

22.1%

15.1%

12.9%

9.5%

Интернет

60.0%

100.0%

75.0%

58.6%

56.5%

Прочие носители

44.0%

33.3%

29.2%

24.2%

23.4%

ИТОГО

27.1%

26.5%

22.3%

19.3%

17.4%

Источник: ZenithOptimedia

Для снижения темпов развития рынка есть и объективная причина  -  отрасль близка к насыщению, и скорость ее развития будет снижаться год за годом. Самым оптимистично развивающимся сегментом российского рекламного рынка остается интернет. Мы сохранили наш - предыдущий прогноз в отношении этого медиа. По нашим оценкам, к концу 2008 года расходы на рекламу в этом медиа увеличатся на 75%. Это обусловлено постоянным развитием инфраструктуры интернета. Постепенно отвоевывая аудиторию у традиционных СМИ, он становится одним из основных каналов коммуникации, который позволяет точечно работать с целевыми аудиториями.

Глобальные расходы на рекламу по регионам

Основные медиа-сегменты (газеты, журналы, телевидение, радио, кинотеатры, наружная реклама, интернет)

$млн, текущие цены. Конвертация с учетом средних курсов валют за 2007 год.

 

2006

2007

2008

2009

2010

Северная Америка

183,417

188,300

191,639

193,365

200,810

 

 

 

 

 

 

Западная Европа

113,449

119,922

121,846

125,062

130,490

 

 

 

 

 

 

Азиатско-Тихоокеанский р-н

94,758

101,939

108,693

114,398

122,121

 

 

 

 

 

 

Центральная и Восточная Европа

25,843

31,629

36,463

41,097

46,169

 

 

 

 

 

 

Латинская Америка

22,701

26,406

29,058

31,876

34,911

 

 

 

 

 

 

Африка/Бл. Восток/др. страны

14,043

17,258

18,657

20,815

23,974

 

 

 

 

 

 

В мире

454,211

485,454

506,356

526,614

558,475

Источник: ZenithOptimedia

Основные медиа-сегменты (газеты, журналы, телевидение, радио, кинотеатры, наружная реклама, интернет)

Темпы прироста по отношению к предыдущему году (%)

 

2006 v 05

2007 v 06

2008 v 07

2009 v 08

2010 v 09

Северная Америка

5.3

2.7

1.8

0.9

3.9

Доля США

5.2

2.5

1.6

0.7

3.8

 

 

 

 

 

 

Западная Европа

5.6

5.7

1.6

2.6

4.3

 

 

 

 

 

 

Азиатско-Тихоокеанский р-н

6.7

7.6

6.6

5.2

6.8

 

 

 

 

 

 

Центральная и Восточная Европа

18.6

22.4

15.3

12.7

12.3

 

 

 

 

 

 

Латинская Америка

14.9

16.3

10.0

9.7

9.5

 

 

 

 

 

 

Африка/Бл. Восток/др. страны

26.8

22.9

8.1

11.6

15.2

 

 

 

 

 

 

В мире

7.3

6.9

4.3

4.0

6.1

Источник: ZenithOptimedia

Что касается прогнозов развития мирового рекламного рынка, его увеличение в 2008 году составит не 6.6%, как ожидалось, а лишь 4.3%.  Корректировки также были сделаны и в отношении 2009 г. Глобальный рекламный рынок вырастет не на 6%, а всего на 4%. Причиной такого пересмотра стал главным образом финансовый шок, вызванный банковским обвалом, породившим растерянность и неуверенность в экономике в целом.

К настоящему моменту последствия кризиса наиболее ощутимы на Западе. За время, прошедшее с выхода июньского прогноза, некоторые крупные международные рекламодатели сократили объемы своих кампаний, запланированных на вторую половину года, и сдвинули утверждение маркетинговых бюджетов следующего года до прояснения ситуации. Опираясь на эти факты, мы понизили прогноз роста рекламных рынков Северной Америки и Западной Европы и на 2008-й, и на 2009 год. Сейчас мы ожидаем, что затраты на рекламу в Северной Америке вырастут на 1,8% в 2008 году и на 0,9% -  в 2009-м. В Западной Европе эти показатели составляют 1.6% и 2.6% соответственно. Ранее мы ожидали, что рынок Северной Америки вырастет на 3.5% и в будущем году - на 2.7%, а в Западной Европе - на 3.7% и 4.3% соответственно. Таким образом, наши ожидания сократились более чем в два раза.

Мы также изменили прогноз роста развивающихся рынков. Это обусловлено их чувствительностью к сокращению рекламных бюджетов транснациональных рекламодателей. Однако, на большинстве развивающихся рынков сохраняется здоровая обстановка. Мы ожидаем 6.6% рост в 2008 году и 5.2% - в 2009-м в Азиатско-Тихоокеанском регионе. К этим показателям не относится Япония - она покажет 10.1% и 7.1% роста соответственно. В двузначных показателях продолжает измеряться рост рынков Центральной и Восточной Европы. Мы полагаем, что 10% прибавит в этом году рынок Латинской Америки. В целом, развивающиеся рынки (к ним относятся все, кроме стран Северной Америки, Западной Европы и Японии) привлекут 65% от всех новых затрат на рекламу с 2007 по 2010 год. В этот период доля глобальных рекламных расходов, приходящаяся на развивающиеся рынки, вырастет с 28% до 32%.

Сам по себе банковский кризис не окажет значительного влияния на сокращение общих объемов рекламных инвестиций, так как расходы финансовых структур на рекламу составляют не более 4% от глобального пирога. Однако опасения потребителей за свое будущее и неуверенность в  завтрашнем дне подтолкнут их к экономии, да и компании одновременно с этим тщательно пересмотрят свои бюджеты с целью сократить свои издержки.

В этом году ZenithOptimedia и Business Week провели в США совместное исследование с целью выяснить, как подобный спад может отразиться на структурировании расходов  американского потребителя. На вопрос "какие траты вы сократили бы в первую очередь" 56% ответили "предметы роскоши", 50% - "путешествия" и 39% - "развлечения". Именно эти категории войдут в группу риска, если обеспокоенные потребители решат потуже затянуть пояса, и именно их рекламным бюджетам придется тяжелее всего. Что касается товаров для дома, одежды и прочих предметов первой необходимости, расходы по этим статьям готовы сократить 23%, 15% и 6% потребителей соответственно. И хотя модель потребительских расходов варьируется от рынка к рынку, сокращения рекламных бюджетов грозят прежде всего тем компаниям, без чьих товаров или услуг потребитель в силах обойтись.

В отличие от прошлых периодов, увенчавшихся рекламными спадами, рекламодатели за последние годы не стремились наращивать рекламные бюджеты темпами, опережающими рост экономики. В годы перед спадами 1990 и 2000 гг. расходы на рекламу существенно обгоняли экономический рост - их доля от ВВП росла, достигнув 1.07% и 1.05% в 1989 и 2000 гг. соответственно. Таким образом, когда рост экономики замедлился, рекламному рынку пришлось смириться с резкими корректировками собственных ожиданий. Заметим, что в последние годы расходам на рекламу удавалось идти более-менее вровень с экономическим ростом, удерживаясь в пределах 0.92% - 0.93% от ВВП. Мы ожидаем, что рост мирового рекламного бюджета в 2008 и 2009 гг. замедлится, но сокращения не произойдет.

Разнящиеся показатели рекламных рынков развивающихся и развитых стран демонстрируют, как быстро изменяются лидеры в десятке крупнейших по затратам на рекламу стран в мире. К 2010 году, по нашим оценкам, Россия и Бразилия (в 2007 году 13 и 11 место) войдут в десятку и займут в ней 6 и 8 места, вытеснив из лидеров рейтинга Испанию и Австралию.

ТОП10  рекламных рынков в 2007 ТОП10  рекламных рынков в 2010

Страна

Расходы на рекламу ($ млн)

 

Страна

Расходы на рекламу ($ млн)

США

179,251

 

США

190,210

Япония

41,017

 

Япония

43,335

Германия

25,758

 

Великобритания

28,691

Великобритания

25,433

 

Германия

27,145

Китай

15,438

 

Китай

22,922

Франция

13,904

 

Россия

16,110

Италия

12,249

 

Франция

14,315

Испания

10,738

 

Бразилия

14,161

Южная Корея

9,967

 

Италия

13,050

Австралия

9,831

 

Южная Корея

12,121

Мировые расходы на рекламу в средствах ее распространения

$млн, текущие цены Конвертация с учетом средних курсов валют за 2007 год

 

2006

2007

2008

2009

2010

Газеты

127,473

130,032

128,277

127,217

128,444

Журналы

56,040

57,920

58,433

59,407

61,279

Телевидение

168,355

179,268

187,496

193,854

203,770

Радио

36,990

38,391

39,469

40,033

41,324

Кинотеатры

2,031

2,265

2,458

2,664

2,910

Наружная реклама

28,048

31,050

33,132

35,117

37,752

Интернет

30,404

41,038

51,054

61,729

75,803

Всего

449,341

479,964

500,319

520,021

551,283

Источник: ZenithOptimedia

 -  Эти цифры несколько ниже, чем цифры, приведенные в таблице по регионам, так как несколько стран не предоставили информацию о распределении бюджетов  по типам медиа, а сообщили только прогнозы по объемам рекламного рынка в целом. Соответственно в данной таблице эти страны не учитываются.

Доля каждого медиа сегмента в  общих расходах на рекламу  (%)

 

2006

2007

2008

2009

2010

Газеты

28.4

27.1

25.6

24.5

23.3

Журналы

12.5

12.1

11.7

11.4

11.1

Телевидение

37.5

37.4

37.5

37.3

37.0

Радио

8.2

8.0

7.9

7.7

7.5

Кинотеатры

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

Наружная реклама

6.2

6.5

6.6

6.8

6.8

Интернет

6.8

8.6

10.2

11.9

13.8

Источник: ZenithOptimedia

В период, когда рекламные бюджеты находятся под давлением кризиса, интернет обладает серьезным преимуществом перед традиционными медиа - эффективность рекламы в нем легче измерить. Поэтому, мы предполагаем, что с 2007 по 2010 год это медиа будет расти в среднем на 23% в год, и увеличит свою долю в общемировых расходах на рекламу с 8.6% в 2007-м до 13.8% в 2010.

Наружная реклама - это единственное традиционное медиа, которое показывает стабильный рост своей доли в глобальных рекламных расходах (в России из-за перенасыщенности рынка и активного регулирования отрасли со стороны властей ситуация обратная). Операторы наружной рекламы, пытаясь привлечь все большее внимание потребителей и рекламодателей, инвестируют как в традиционные, так и в цифровые билборды. По нашим оценкам, к 2010 году на наружную рекламу придется 6.8% от мировых затрат.

Газеты, журналы, телевидение и радио сдают свои позиции интернету, и самые тяжелые потери несет пресса. Мы ожидаем, что расходы на рекламу в ней и в 2008-м, и в 2009-м будут сокращаться (это первое медиа с отрицательной динамикой с 2002 года). В 2009 рекламодатели будут тратить на рекламу в газетах меньше, чем в 2006-м. По нашим прогнозам, к 2010 году на долю газет придется 23.3% мировых затрат на рекламу, что уже сейчас на 0.4% меньше, чем мы ожидали в июне.

Справка:

Агентство ZenithOptimedia, специализирующее на закупках рекламы, медиапланировании и медиаконсалтинге, работает на российском рынке с 1998 года (до ноября 2004 года называлось Optimedia). Агентство является собственностью одной из крупнейших в мире сетей медиа-агентств ZenithOptimedia, которая работает в 70 странах мира и входит в рекламно-коммуникационный холдинг Publicis.

Компания ZenithOptimedia видит свою задачу в том, чтобы обеспечить клиентам максимальный возврат их инвестиций в рекламу.

С этой целью разработана ROI (Return Of Investment) Blueprint - уникальная система по разработке и реализации стратегии, на каждом этапе которой задействуется соответствующий инструментарий ZOOM (ZenithOptimedia Optimisation of Media), позволяющий конвертировать знание потребителя в дополнительные преимущества.

ZenithOptimedia Village позволяет свести воедино широчайший спектр коммуникационных каналов и техник с тем, чтобы воздействие на потребителей было максимально эффективным и мощным.

В российском подразделении ZenithOptimedia работает более 60 человек. Среди его клиентов такие компании, как L'Oreal, Nestle, Hewlett-Packard, Hochland, British Airways, Alcatel, Puma, Whirlpool и пр. Глава ZenithOptimedia - Светлана Шупе.

Publicis Groupe Media Eurasi
Advertology.Ru

назад