24.10.2008 | Служба новостей Росфирм
Как финансовый кризис повлиял на жизнь простых россиян
По словам экспертов, мировой финансовый кризис уже начал отражаться на жизни граждан России. В то же время потерями некоторой части населения, которая играет на биржах и в силу этого денежно пострадала, все не закончится. Уже в ближайшее время из-за кризиса россияне будут вынуждены отказываться от покупки новых автомобилей, могут пострадать из-за остановки платежей за авиабилеты и от падения цен на недвижимость и сократят расходы на сотовую связь.
Вместе с тем уже сейчас в России 40,6% вкладчиков боятся потерять сбережения в банках. Такие данные приводятся на сайте ВЦИОМ.
Чаще всего российские вкладчики опасаются за свои сбережения из-за неуверенности в политической и экономической стабильности (21%) и опасений повторения дефолта 1998 года (18%). В качестве других оснований для подобных тревог они указывают инфляцию (16%) и угрозу последствий мирового финансового кризиса (15%). Кроме того, вкладчики не доверяют отечественной банковской системе (13%) и опасаются возможного банкротства банка (12%).
Между тем самыми надежными способами хранения денег россияне признали покупку недвижимости (51%), золото и драгоценности (19%) и хранение денег в "Сбербанке" (17%). Последний они, по словам социологов, отделяют от коммерческих кредитных организаций.
Интересно, что при этом о государственной системе страхования вкладов знают только 44% россиян, хранящих сбережения в банках.
Из-за мирового финансового кризиса в 2008 году в России будет продано на 250 тысяч автомобилей меньше, чем предполагали автопроизводители, хотя ранее российский рынок считался самым динамичным в этой сфере.
Виной этому - сворачивание программ автокредитования, по которым приобреталось большинство машин в среднем ценовом сегменте. Прогнозы Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) о том, что в России в этом году будет продано 3 млн автомобилей, не оправдались, сообщил вице-президент комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. Прирост авторынка в 2008 году составит 18% против 38% прошлого года.
Эксперты предрекают задержки в исполнении планов по строительству заводов тех автопроизводителей, которые только заявили о своих интересах в организации производства в России. Одновременно дилеры Ford сообщили, что заказы автомобилей этой марки с европейских заводов сократились за последний месяц примерно на 30-40%. По прогнозам Nissan, в 2009 году темпы роста замедлятся еще больше.
Для отечественного авторынка станут тяжелыми следующие несколько месяцев. По словам экспертов, в начале года начнется консолидация рынка, а производители компонентов будут откладывать выход на российский рынок.
Но наибольший страх производителям внушают ценовые войны. Скидки могут серьезно снизить рентабельность, а вернуться к прежнему уровню цен будет трудно.
Вместе с тем падение продаж в сентябре показали сразу 15 брендов - главным образом снижается интерес к массовым и бюджетным моделям. В октябре в условиях кризиса было объявлено о скидках на автомобили Mitshubishi и Citroen.
Авиаперевозчики и их агенты в условиях кризиса оказались особенно уязвимы. Дело в том, что в большинстве случаев платежи за перевозку между ними осуществляются по электронной системе взаиморасчетов международной организации гражданской авиации IATA - Billing and Settlement Plan, или BSP.
Цепочка следующая: пассажир покупает билет у агента, агент через банк перечисляет деньги в IATA, которая в свою очередь рассчитывается с авиакомпаниями. Если агент задерживает перечисление денег, IATA попросту отключает его от BSP, и осуществлять продажи он уже не может.
Заложниками такого порядка уже стали петербургские агенты, которые столкнулись с проблемой перевода денег по BSP через банк "Восточно-Европейская финансовая корпорация" (ВЕФК). Банк подтверждает, что деньги были списаны со счетов агентов. Однако с корсчета ВЕФК в пользу IATA ни один платеж списан не был. Аналогичные проблемы возникли в Москве с банком "Электроника", рассказал первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович.
В результате агенты вынуждены искать средства для повторной оплаты билетов - уже через другие банки. В противном случае деньги не дойдут до авиакомпаний и пассажиры не смогут улететь по уже оплаченным ими билетам.
По словам первого вице-президента АТОР, агентам теперь придется искать деньги, чтобы повторно оплатить услуги авиакомпаний через другие банки. Однако в нынешних условиях такая возможность есть не у всех агентов.
Между тем авиакомпания "Аэрофлот" в среду распространила среди своих агентов, продающих авиабилеты, рекомендацию осуществлять денежные переводы через три банка: "Сбербанк", "Газпромбанк" и ВТБ. Раньше в списке надежных банков, с точки зрения перевозчика, значились 30 организаций.
Наряду с тем, что россияне, судя по опросам, по-прежнему считают вложения в недвижимость одними из самых надежных, эксперты это мнение опровергают.
Так, в ближайшие полгода цены на жилье в новостройках в Москве могут снизиться на 10-20%, а в некоторых случаях до 30%, предупреждают риелторы. К этому приведет массовый выброс на рынок инвестиционных квартир, владельцы которых погорели на резком падении фондового рынка.
Однако уже вскоре из-за того же кризиса, повлекшего за собой финансовые проблемы у застройщиков и, как следствие, сокращение объемов предложения, цены опять поползут вверх, но уже на уровне инфляции.
За август средняя стоимость жилья в московских новостройках выросла на 2,8%, до 6,48 тысячи долларов за 1 кв. метр (рост с начала года 29%), говорится в отчете корпорации "Инком".
Эксперты рынка уверены, что это последний рывок цен на столичные квартиры в строящихся домах перед неминуемой коррекцией. "После резкого падения фондового рынка у крупных инвесторов, вкладывающих средства в жилье, началась паника", - утверждает один из участников рынка.
Положение усугубляется тем, что банки меняют условия игры на ипотечном рынке, повышая ставки по уже выданным кредитам.
На этом фоне в столице падают в цене съемные квартиры. Вследствие этого могут пострадать люди, эти квартиры сдающие.
Аналитики предрекают российским сотовым операторам "большой тройки" трудные времена. Как предупреждают в своем отчете аналитики Альфа-банка, компании МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" могут столкнуться со снижением уровня потребления услуг сотовой связи населением и сокращением доходов, вследствие чего будут вынуждены сокращать капитальные вложения
Один из вариантов развития событий предусматривает, что абоненты сократят продолжительность разговоров: среднее количество минут в месяц снизится с нынешних 214 до 182 минут уже в первом квартале 2009 года.
Тем не менее уже во втором квартале аналитики ожидают возобновление роста. В отчете говорится, что с момента начала предыдущего кризиса в августе 1998 года до четвертого квартала 1999 года у МТС среднее количество минут в месяц уменьшилось на 42%, у "Вымпелкома" - 54%.
Самый негативный сценарий Альфа-банка предусматривает, что снижение показателя среднего количества минут в месяц "большой тройки" будет таким же, но на уровне 182 минут этот показатель сохранится вплоть до 2013 года, а средние месячные траты абонента в долгосрочной перспективе будут на уровне 14 долларов.
Справедливости ради стоит отметить, что в МТС, "Вымпелкоме" и "Мегафоне" не стали комментировать прогнозы аналитиков, утверждая, что на данный момент повода для беспокойства нет.
Источник: NEWSru.com
Другие статьи по теме
12.10.09 Добро пожаловать на интернет – биржу eTXT.ru
08.10.09 "Барометр "Деловой России"
02.09.09 Заказ самолета
28.08.09 Газ будет стоить дороже, чем уголь
27.08.09 Из Смольного сообщают: иностранные автопроизводители в Санкт-Петербурге настроены оптимистично
►Все статьи по теме