19.05.2009 | Служба новостей Росфирм

Российская промышленность отказалась следовать оптимистичным прогнозам

Российская промышленность отказалась следовать оптимистичным прогнозам

Эксперты в недоумении: новые данные по промышленному производству окончательно запутали уже было выстроенную логическую схему перехода российской экономики к фазе оживления. Индекс промышленного производства в апреле оказался резко отрицательным -- падение реального сектора экономики по отношению к предыдущему месяцу составило 8,1%. Между тем после мартовского роста (11,7% по отношению к февралю) многие, в том числе и министр экономического развития Эльвира Набиуллина, говорили о возможном начале стабилизации в российской экономике.

Как сообщил вчера «Росстат», падение промышленного производства в апреле составило 16,9% к апрелю прошлого года. Это значительное ускорение по сравнению с февральскими и мартовскими показателями -- 13,2% к февралю 2008-го и 13,7% к марту 2008-го. Более того, апрельские показатели побили предыдущий антирекорд января (минус 16% ровно) и оказались худшими за последние 15 лет. Однако глубина падения по отношению к прошлой, вполне благополучной весне никого уже особенно не удивляла. А вот данные за апрель в сравнении с предыдущим месяцем выглядят неприятным сюрпризом: падение промпроизводства по отношению к марту составило 8,1%. В целом январь--апрель 2009-го оказался хуже аналогичного периода прошлого года на 17,3%.

Между тем еще недавно, сразу же после выхода мартовских данных о динамике промпроизводства, правительственные экономисты предположили, что некоторые отрасли показывают наконец признаки роста. Особую надежду возлагали на динамику железнодорожных перевозок и потребления электроэнергии. «Мы отслеживаем динамику в еженедельном режиме потребления электроэнергии и железнодорожных перевозок. Есть обнадеживающие сигналы, что все-таки экономика приобретает некоторый другой тренд», -- говорила тогда Эльвира Набиуллина.

Однако вчера на брифинге после заседания президиума правительства главе Минэкономразвития пришлось давать более сложную оценку, включающую и "фактор сезонности": «Наше министерство рассматривает, кроме того, на базе «Росстата» оценки среднемесячной динамики, очищенной от сезонного и календарного фактора. С очищением сезонного и календарного фактора темпы спада промышленного производства в апреле чуть ниже, чем в марте: в апреле минус 0,8%, в марте -- минус 1,2%». Впрочем, министр признала, что эти данные «нельзя назвать положительными». А согласно последнему рабочему варианту прогноза, Минэкономразвития ожидает падения промышленного производства в 2009 году на 9,3--11% в зависимости от сценария развития.

Производство электроэнергии, наблюдаемое министерством, сократилось в апреле на 4,1% в годовом выражении и на 12,3% по сравнению с мартом. Добыча полезных ископаемых уменьшилась на 1,8% по сравнению с апрелем 2008 года (минус 2,9% к марту 2009-го), обрабатывающие производства показали спад на 25,1% (минус 8,1% к марту 2009-го), что стало рекордным падением в этом секторе.

Производство легковых автомобилей в апреле 2009 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года упало на 55,9% (рост к марту на 3,9%), автобусов -- на 57,8% (минус 0,5%), грузовых автомобилей -- на 68,1% (плюс 15,7%). Продолжается спад в производстве стройматериалов: выпуск цемента снизился в годовом сравнении на 34,7% (вырос к предыдущему месяцу на 16,3%), кирпича -- на 39,9% (минус 4% к марту).

«Нужно отметить, что в апреле прошлого года были зафиксированы достаточно высокие темпы роста к апрелю 2007 года -- 9,2%, и это объясняет провал апрельских данных прошлого месяца в разрезе год к году», -- пояснил "Времени новостей" Евгений Гавриленков, главный экономист компании «Тройка Диалог». Но объяснить резкую смену роста в марте спадом в апреле эксперт затрудняется. Тем более что финансовые показатели в последнее время начали улучшаться. Например, в апреле снизилась задолженность по заработной плате, наблюдается умеренная положительная динамика денежной базы, была понижена ставка рефинансирования. Евгений Гавриленков не исключает, что такие данные -- следствие процесса ухода предприятий в тень. В целом же, по его мнению, налицо высокая волатильность данных, и это означает, что стабилизация еще не наступила.

С этим согласен и Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭП) при правительстве. «После вертикального падения конца осени -- начала этого года динамика промышленного производства идет волнами, экономика находится в неустойчивом равновесии», -- говорит аналитик. Действительно, в марте было ощущение, что мы достигли «дна». Но сейчас все будет зависеть от влияния двух факторов, которые определят, пойдет ли экономика вверх или наступит вторая волна, -- цен на нефть и состояния банковского сектора. К сожалению, информации пока недостаточно, а оценки и прогнозы весьма противоречивы, поэтому неопределенность ключевых показателей остается. Евсей Гурвич также привел оценку ЭЭП сокращения промышленного производства в апреле по сравнению с мартом, очищенного от сезонности, -- минус 1,5%, что почти в два раза хуже правительственных 0,8%.

«То, что март был гораздо лучше февраля, неудивительно, -- считает Антон Данилов-Данильян, председатель комитета Торгово-промышленной палаты по инвестиционной политике. -- Это объясняется завершением девальвации, некоторой стабилизацией в финансовой сфере, когда банки развернулись лицом к предприятиям». В апреле же многие предприятия так и не дождались обещанных бюджетных средств, банки приостановили выдачу кредитов. Настораживает и развернутая «пропаганда» второй волны кризиса, которая сказалась на настроениях и ожиданиях экономических агентов. Что касается, процесса ухода в тень, то, по мнению г-на Данилова-Данильяна, пока предприятия не спешат этого делать, но при дальнейшем ухудшении экономической обстановки подобные попытки могут активизироваться.

Председатель общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов более категоричен -- он говорит о «фактическом коллапсе экономики», о чем свидетельствуют данные наблюдения как деловой активности в целом, так и показателей физического объема производства и внутреннего платежеспособного спроса. «За этим неизбежно последует волна массовых увольнений, что будет способствовать росту социальной напряженности и, вероятно, спровоцирует взрыв», -- заявил "Времени новостей" г-н Титов. «Реальный сектор так и не дождался поддержки», -- констатировал он.

Источник: "Время новостей"

назад