04.08.2009 | Служба новостей Росфирм
Поправка в закон о торговле может повлиять на развитие сетей только в небольших городах
В конце июля российские торговые сети попросили ФАС внести поправку в законопроект о торговле, расширяющую границы доминирования ритейлеров с муниципальных районов и городских округов до субъектов Федерации. Напомним, что накануне внесения проекта закона "О торговле" на рассмотрение в Госдуму по инициативе первого вице-премьера Виктора Зубкова и ФАС в него была добавлена статья 16, согласно которой "хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами с использованием торговых сетей, суммарный товарооборот которых в РФ превышает 1 млрд руб., доля которых превышает 25% от общего объема реализованных или приобретенных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального района, а также в границах городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, и участвовать в торгах по их приобретению. Нарушение данных требований является основанием для признания арбитражным судом совершенных действий недействительными, в том числе по иску Федеральной антимонопольной службы".
Почему ритейлеры попросили отменить это требование? Дело в том, что сейчас порог доминирования компании на рынке согласно антимонопольному законодательству составляет 35%, и этому правилу подчиняются все отрасли, включая сетевую розничную торговлю. Статья 16 накладывает ограничения на развитие сетевой розницы в регионах, снижая этот порог. Теперь торговые сети с консолидированным оборотом более 1 млрд рублей не смогут открывать новые магазины в регионах, где их присутствие составляет 25%. Ритейлеры утверждают, что сетевая розничная торговля в России не развита и занимает более 50% рынка только в двух из 18 крупнейших городов России - Санкт-Петербурге и Ижевске.
"Оборот 1 млрд руб. не является высоким показателем для сетевой розничной торговли FMCG в России. Все международные, федеральные, а также многие межрегиональные и местные сети (более 100 торговых сетей России) имеют оборот, превышающий данный показатель, и соответственно их деятельность подпадает под действие нового закона, - отмечает Михаил Бурмистров, руководитель отдела аналитики ИА "INFOLine". - Проведенный нами анализ рынка сетевой розничной торговли в 18 регионах свидетельствует, что показатель доли в 25% для подавляющего большинства сетей в регионах и крупных городах пока является недостижимым. При этом в крупных городах доли в 25% пока достигла только X5 Retail Group в Санкт-Петербурге. Остальные сети имеют большой потенциал для развития в регионах, причем в условиях ужесточения конкуренции доля сети в регионе может даже снижаться. Таким образом, данная поправка не несет принципиальной угрозы для развития сетевого ритейла в городах с населением более 300 тыс. человек".
Иначе, по мнению Бурмистрова, обстоит дело с небольшими городскими округами и муниципальными районами. Россия характеризуется недостаточной насыщенностью торговыми объектами на 10 тыс. жителей. Так, максимальный показатель 3,2 магазина (включая магазины у дома, дискаунтеры, супермаркеты и гипермаркеты) демонстрирует Саратов (см. диаграмму). При этом в небольших городах и населенных пунктах с населением менее 10 тыс. жителей ритейлеру достаточно открыть 1-2 торговых объекта, чтобы превратиться в "монополиста" и достичь доли в 25%. Например, сеть "Магнит" открывает свои магазины в населенных пунктах с численностью от 5 тыс. чел., зачастую конкурируя с одним-двумя несетевыми магазинами.
В случае принятия 16-й статьи закона, по мнению экспертов, ритейлер не сможет эффективно развиваться в небольших населенных пунктах. А между тем в России 134 города с населением до 10 тыс. жителей и 262 города с населением от 10 до 20 тыс. жителей.
В то же время внесенная поправка защищает интересы местных сетей, развивающихся в пределах небольших населенных пунктов. Например, оборот сети "Артемида-Дон", управляющей 21 магазином в Волгодонске, в 2008 году составлял около 930 млн руб., при этом ритейлер занимает значительную долю (около 13% в 2008 году) рынка Волгодонска. В данной ситуации компания может продолжать открывать новые объекты в населенном пункте, даже занимая долю свыше 25%.
Впрочем, не все так страшно. Законопроект ограничивает только право ритейлеров приобретать помещения для торговли, про аренду ничего в статье 16 нет. Так что расширять бизнес можно будет на съемных площадях. Конечно, если до осенней сессии в Закон о торговле не внесут поправку, ограничивающую и эту возможность.
Другие статьи по теме
27.05.16 Бизнес идея: «Ремонт компьютеров»
25.04.15 Струйные принтеры Epson с СНПЧ
12.08.11 Изготовление клише и печатей лазером
10.05.10 Кредитные карты и судебные разбирательства
28.03.10 Особенности рекламы консалтинговых услуг
►Все статьи по теме