15.01.2012 | Служба новостей Росфирм

Грузоперевозки. Поколение NEXT.

Меняется время. Меняется экономическое пространство. Меняются его измерения. В течение четырех десятков лет средняя дальность грузоперевозок возросла в два раза (см. рисунок 1).  В методичке по организации грузоперевозок, датированной 1967 г. находим интересные цифры: средняя дальность железнодорожных грузоперевозок составляла 830 км, средняя дальность автоперевозок – 14 км.

Средняя дальность грузоперевозок

В методичках 2000 г. цифры другие: 1195 и 22 км соответственно. Далее производим расчет средней дальности как частное грузооборота и объема грузоперевозок (исходные материалы см. в публикации «Некоторые итоги по отрасли грузоперевозок»). В результате обработки данных Росстата за 2008 год получаем: средняя дальность грузоперевозок по железной дороге - 1622 км, средняя дальность автоперевозок – 31 км. С 1967 г. по 2008 г. средняя дальность грузоперевозок для автомобильного и железнодорожного видов транспорта возросла одинаково, в два раза. Берем год 2010. Основываясь на той же методике,  находим: средняя дальность железнодорожных грузоперевозок – 1677 км, т.е. практически не изменилась по сравнению с 2008 годом. Автоперевозки – иная картина. Средняя дальность составила 41 км., рост более 30% за достаточно короткий промежуток времени. Эта величина как нельзя лучше характеризует процессы, которые происходили в течение последних трех лет на рынке грузоперевозок. Реформа РЖД не принесла ожидаемого эффекта. В результате снижения управляемости подвижным составом и несогласованной политики полутора тысяч операторов РЖД, многие грузоотправители попали в сложную ситуацию.

Переход на систему автомобильных грузоперевозок явился самым очевидным выходом.
Само значение средней дальности для автоперевозок говорит о том, что в общем объеме грузоперевозок, внутригородские  преобладают над междугородними.
Не менее интересны относительные данные по стоимости грузоперевозок, найденные в методических материалах, датированных 1970 годом. За единицу стоимости грузоперевозок принимается стоимость прокачки условного продукта на трубопроводном транспорте.Не будем ломать голову, что качали и зачем. Нас интересуют относительные величины. Для стоимости железнодорожных грузоперевозок установлен коэффициент 2,5 относительно стоимости прокачки условного продукта, для автомобильного транспорта  - 60! Принципиально это означает, что в 70-е годы грузоперевозки по железной дороге обходились в двадцать четыре раза дешевле, чем автоперевозки. Даже если принять в расчет все натяжки советских методик расчета, а так же фактор расстояния (с увеличением расстояния грузоперевозок, стоимость железнодорожных и автомобильных снижается не одинаково), то можно сказать проще: более,  чем на порядок. Что произошло за сорок лет? Катастрофически подорожали железнодорожные грузоперевозки, или катастрофически подешевели автомобильные? На самом деле они двигались навстречу друг другу. Только железнодорожные значительно быстрее.

Urfotrans.ru
Публикация подготовлена с использованием материалов Росстата.

назад