12.10.2012 | Служба новостей Росфирм

Проблемы кредитования малого бизнеса

Выдача кредитов малому бизнесу – проблема, которая стоит в нашей стране довольно остро на протяжении нескольких десятилетий. Для начала данные статистики: в 2010 году доля займов выросла с пятнадцати до восемнадцати процентов. И это займы на срок свыше трёх лет. Положительная динамика связана с появлением у банков большого количества «длинных денег». Кроме того, кредитование индивидуальных предпринимателей на срок свыше трёх лет гораздо выгоднее с экономической точки зрения. Если клиент пожелает направить кредитные средства в инвестиционный проект, это без труда выявит кредитный инспектор. К примеру, если краткосрочные кредиты предприятия составляют 60% от выручки за год при длительности производственного цикла в 4 месяца, то не требуется выделять часть ресурсов на оборотные средства, а значит, они применяются на другие нужды.

Трёхмесячные кредиты выгодны клиенту и это очевидно. Однако на их погашение предприятию совершенно точно придётся выделять деньги из оборота, а это означает, что снова придётся занимать. Когда случился кризис, банки пострадали не меньше заёмщиков, так как далеко не все смогли вернуть одолженные средства. Поэтому, когда мы говорим что процент кредитов (имеется в виду кредитование малого бизнеса), взятых на 3 и более года увеличился до 18%, – это не соответствует действительности в полной мере. В реальности такие кредиты могут занимать то трети всего ссудного банковского портфеля.

Современная банковская система и малый бизнес всё теснее сотрудничают друг с другом, у них появляются общие интересы. Связано это с тем, что развитие бизнеса заёмщика выгодно банку, ведь малые и средние предприятия России играют роль стабилизатора экономики. Им присущи мобильность и гибкость, что даёт возможность максимально быстро реагировать на изменения в экономике. Кроме того, с помощью применения новых технологий, а также внедрения в производство передовых разработок это даёт им возможность мгновенно приспосабливаться к меняющейся конъюнктуре рынка.

Основные отрасли финансирования малого бизнеса в данный момент – это с/х, торговля, строительный комплекс и промышленность. Именно средний и малый бизнес занимают свыше половины кредитного портфеля российских банков. В основном средства направляются на финансирование реального сектора экономики, а также действующих на данных момент производств. С точки зрения предпринимателей, главные проблемы современного кредитования – это требование ликвидного залога со стороны банков, невозможность получения начального капитала, большой пакет требуемых документов, а также высокая процентная ставка.

назад